Особенности национальной бюрократии, или Хроника одного из милицейских издевательств
Мысль ознакомить широкую общественность с результатами своего эксперимента пришла много позже, когдо я был уже на пятом месяце процесса. Открыв как-то четырехлетней давности журнал «За рулем», прочел в нем заметку «Как я снимал с учета машину». И повеяло на меня родным и близким. И узнал я, что несчастный автовладелец из светлого прошлого потратил на это мероприятие целый день с утра до вечера. Да, подумал я, всего четыре несчастных года, а как шагнули вперед бюрократические технологии. Это открытие и подвигло меня взяться за перо. Короче, отъездил я два года по доверенности на старенькой «вольво». Некоторые могут удивиться, чего это нищий ездит на «вольво»? А потому, что она стоит втрое дешевле «жигуля», а хлопот доставляет меньше. Так вот, в начале третьего года я решил, что пора машину переоформить на себя и приехал на Варшавку в МРЭО-7 для снятия с учета. Это было 22 марта 2001 г. В этот день и началась моя семимесячная эпопея.
Здесь выяснилось, что экологически чистые нитраты, которыми поливают дороги, начисто сглодали слой чугуна на блоке цилиндров двигателя вместе с моделью и номером двигателя. Вот уж точно: то, что для русского здорово, для немца и всяких прочих шведов - смерть. И действительно, лежит себе «вазовский» отработавший свое блок спокойно на свалке и никому не мешает, а номер как с завода, а тут шведский движок, ему отроду всего двадцать лет, еще масло не начал расходовать, а номера как не бывало.
Криминалист на ТО объяснил мне, что, поскольку номер почти не читается, нужно получить заключение экспертизы о виновности в этом коррозии и считать двигатель б/№, дабы дальше не иметь с этим проблем. Вполне логично. Короче, направили меня на экспертизу в ОВД Братеево. Направление на руки не дали, обещали отправить по почте и велели через неделю обращаться по месту назначения.
Через неделю звоню в канцелярию ОВД Братеево - ничего не приходило и, вообще, почту они получают только по понедельникам.
9 апреля. Запрос пришел, находится у начальника, звоните.
16 апреля. Начальник подписал. Обращайтесь к зам. СКМ Гончарову. (АКМ знаю, СКС знаю, а что это за СКМ ?) Дозвониться не довелось. Выяснил, что у него по четвергам прием. Адрес: Братеевская, 22. Поехал. От метро «Марьино» автобус, остановка: Братеевская, 21. Вроде приехал, оказалось, на другом автобусе еще ехать остановок шесть, а напрямую километра два. Добралсятаки. Спросил по дороге у дворника: «Где ОВД Братеево?» - «Чего?» - «Ну ментовка». - «А вон красивый дом». Бдительный часовой проверил документы и сумку, позвонил и позволил пройти. Дальше дежурный. Спрашиваю, как попасть к Гончарову. Отвечает, второй этаж, кабинет 211. Дернулся, а лестницы не видно, одни стальные двери. Обращаюсь к проходящему мимо стражу законности выше средней упитанности: «Где наверх подняться?» - «К дежурному». - «Так он и послал наверх». - «К дежурному». - «Да мне лесенка нужна, а не дежурный». - «К дежурному». Сердечно поблагодарив любезного блюстителя, пошел опять к окошку. Кабинет нашел, но в нем так никто и не появился.
19 апреля. Приехал опять к Гончарову. Эффект тот же. В канцелярии выяснил, что этот неуловимый СКМ переадресовал мой вопрос Чернову. Нашел Чернова. Оказался очень внимательным молодым человеком. Он выдал мне направление на экс пертизу.
20 апреля. Приехал на экспертизу. Это у самого Даниловского рынка. Оригинальный режим работы: с 11 до 17, обед с 13 до 15. Попал как раз на начало обеда. Уехал.
23 апреля. Назначили на осмотр на 25 мая. Полюбопытствовал, почему так долго ждать, ведь написано две недели. Велели выйти за дверь.
25 мая. Прошел осмотр. Эксперт сказал, что никакого криминала нет и через неделю ответ будет в любимом ОВД.
5 июня. Не пришло.
20 июня. Не пришло.
2 июля. Не пришло.
17 июля. Нет Чернова, он после суток. Сосед по кабинету ответить не может.
Следующий месяц к телефону никто не подходил.
16 августа. Чернов болеет. Без него ничего прояснить нельзя, но обычно ждут до года.
3 сентября. Чернов вышел, будет через 15 минут. Через 30 еще не пришел. Звоню начальнику ОВД Сергею Николаевичу Колдаеву. Никаких претензий - просто прошу оказать помощь. Начальник реагирует в лучших традициях высшего эшелона власти - взял на контроль. Чернова еще нет, но будет.
6 сентября. Чернов с ночи. Отсыпается.
7 сентября. Еду на Даниловскую, узнать, жив ли эксперт и не сгорела ли контора. Нет, все целы. Самое смешное - это то, что материал получил, оказывается, некто Кобыльченко еще 20 июня. Интересуюсь, кто такой этот Кобыльченко, оказывается, это следователь ОВД.
11 сентября. Приехал к Чернову. Документы еще не пришли. После объяснения выясняется, что бумаги у него в кабинете лежат уже почти три месяца.
8 октября. Заключение пришло в МРЭО-7. Интересный получился документ. Кроме того, что перепутан номер кузова, сделано такое заключение: ...знаки слабовидимы и могут быть полностью уничтожены корро зией...
24 октября. Я снял автомобиль с учета. 26 октября съездил с владельцем в комиссионный магазин и оформил машину на себя, правда, все документы дополнились ошибками, допущенными экспертами ЮАО. После этого я исправил все документы, прошел еще раз экспертизу и зарегистрировал автомобиль в МРЭО УВД СВАО. Правда, в СВАО вся процедура заняла шесть дней в отличие от 7 месяцев в ЮАО.
Отчего же происходит эта вопиющая нерадивость чиновников от силовых структур, по терминологии Уголовного кодекса подпадающая под термин «халатность», т.е. недобросовестное или небрежное отношение к службе? Какой-нибудь борец за права обездоленных и бесправных ментов, конечно, бросится мне разъяснять, какая у них низкая зарплата, а потребительская корзина какая у них глубокая. Не у них одних эти неприятности. Но почему-то порядочный человек, желая побольше заработать, начинает работать больше, а может быть, и лучше, эти же просто сидят сложа руки и дожидаются момента, когда клиент, поняв всю безысходность ситуации, предложит денег. Вот тогда он, может быть, примется за свою работу, выполнять которую - его святая обязанность за ту зарплату, которую МЫ С ВАМИ ему платим. Ну а если ему кажется, что этих денег мало за такой непосильный труд, то никто его не принуждает оставаться на этой работе. У нас требуются водители автобуса, троллейбуса, трамвая, слесари, наконец. Но никуда он не пойдет. Проваляет дурака до сорока - сорока двух лет и получит пенсию, да такую, какая мне и не снилась за пятидесятилетний трудовой стаж. Причем если он захочет еще подрабатывать, то пенсия ему сохраняется полностью, как несгораемая сумма в телешоу, не в пример трудящимся, которым пенсия уполовинивается. Не даром ведь еще со времен капээсэсовского режима бытует анекдот: «Спрашивают гэбиста: «Уволят из КГБ - что будешь делать?» - «В милицию пойду». — «А из милиции?» - «В пожарники, но работать все равно не буду».
А в наше время на большой дороге вакансий еще больше.
Мастер спорта СССР по автомобильным видам спорта - авторалли, постоянный читатель журнала «АВТОТРАК» Б. Тимский
От редакции. Наши сотрудники столкнулись с ситуацией, когда грузовик, отъездивший по Москве три года и переоформлявшийся в разных МРЭО два раза, вдруг в МРЭО- 2 стал не благонадежным и был отправлен на экспертизу для сверки номеров двигателя. Все происходило примерно так, как описал выше наш читатель. Коммерческий автомобиль, купленный для зарабатывания денег, простоял без движения несколько месяцев. Ситуация для нашей страны обычная: себе дороже. Но бороться с беспределом все же надо.