Грузоперевозчики выступили против планируемого увеличения ставок утильсбора
Они обеспокоены, что индексация утильсбора на 60-70% в сегменте седельных тягачей повлечет за собой рост цен на них и затруднит обновление и так уже устаревших парков. Сейчас в стоимости грузовика доля утильсбора составляет около 10%. Перевозчики все равно будут покупать иностранную технику, считают собеседники на рынке, а издержки переложат в цены для потребителя.
Утильсбор ввели в 2012 году, на рынке его всегда трактовали как компенсацию снижения ввозных пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили только импортеры, но с 2014 года его формально распространили на весь рынок, а локализованным в РФ автоконцернам выдали взамен промышленные субсидии. Ранее сообщалось, что Минпромторг направил в правительство предложения по очередному повышению утильсбора с 1 января 2020 года для сохранения барьера для импорта автомобилей после сентябрьского снижения ввозных пошлин.
В первую очередь от этого пострадает импорт, но и среди локальных производителей не все смогут получить компенсации: в сегменте грузовиков на них не смогут претендовать MAN и Scania, не подписавшие специнвестконтракт.
Сейчас спросом со стороны грузоперевозчиков пользуются премиальные тягачи — на них приходится не менее 90% автопарка большинства компаний. Рост сбора спровоцирует повышение цен, и спрос не будет удовлетворен отдельными российскими производителями в силу конструктивных и технологических особенностей их продукции, не отвечающей потребностям современного рынка грузоперевозок.
КамАЗ зашел в сегмент тягачей, но качество их техники несопоставимо с иномарками. Исторически в России не выпускали седельные тягачи — их делал МАЗ, говорит Сергей Удалов из агентства «Автостат». Сейчас КамАЗ вместе с Daimler развивает этот сегмент.
Рост цен на грузовики критичен для перевозчиков: стоимость тягача без прицепа — в среднем 6 млн руб., срок лизинга — не более пяти лет, для многих компаний это уже непосильные затраты.
Ни в одном сегменте, за исключением сборных грузов, нет рентабельности, утверждают перевозчики. В итоге при парке средним возрастом в 20 лет компании начнут закупать подержанную технику, и это уже вопрос безопасности. Крупные перевозчики все равно будут закупать иностранную технику, но рост ставок сбора замедлит этот процесс. Кроме того, новые затраты будут переложены в ставки за перевозку, а в итоге — цену для потребителя.
Утильсбор составляет 10-12% в стоимости тягача, говорит источник в автопроме. Полностью размер индексации в цену никто из производителей не переложит, тем более на падающем рынке. При этом в начале года при традиционно низком спросе производители будут оглядываться на конкурентов и только потом начнут отражать рост утильсбора в цене. Сергей Удалов соглашается, что концерны будут ориентироваться на изменения цен друг у друга, но никто не будет продавать машину в убыток. Поскольку ввозить подержанные автомобили сложно, потребители техники попробуют увеличить срок эксплуатации, что приведет к падению спроса. Частично негативный эффект для перевозчиков может сгладить развитие лизинга на фоне снижения ставки ЦБ, заключает эксперт.