Колесный оброк
Автор YouTube-канала «Категория Е» — профессиональный водитель-дальнобойщик, исколесивший всю Россию и в пути ни разу не встречавшийся с бандитами. Но когда он общается со своими коллегами из стран СНГ и дальнего зарубежья, то всякий раз слышит одно и то же. «Вам не видно, но с нас трясут деньги везде, где только можно: на дорогах, на заправках, на охраняемых стоянках». Иностранные водители сталкиваются с рэкетом на российских дорогах каждый день. В Новосибирской области видеоблогер побеседовал с водителем рефрижератора из Казахстана, который рассказал об организованной преступности на российских дорогах и других деталях своей работы.
О бандитах в России
В Казахстане бандитов нет, вообще нет. Никто к тебе не подъедет и не спросит: «Че стоишь?». А здесь, в России, нас напрягают. Видят наши номера, догоняют, останавливают и спрашивают — где работаешь, куда едешь, что везешь?
Платить таким ребятам приходилось не раз, давал тысячу или пятьсот рублей. Никогда не понимал, за что плачу, и до сих пор не понимаю. Говорят, «колесные» — а что значит «колесные»? Они (вымогатели — прим.) и сами объяснить не могут. В Новосибирской, Красноярской, Иркутской областях останавливали. Практически по всей Сибири. А вот в Хабаровском крае и дальше на восток такого не было.
Как-то раз на стоянке подъехала легковушка. Вышли ребята, начали задавать стандартные вопросы. Я взял рацию и спросил в эфире — есть кто рядом? Подумал, может коллеги помогут. Ребята увидели это и сделали вид, что отстали, но как только я тронулся, начали бросать камни, разбили лобовое стекло, поцарапали кабину. А однажды легковушка на трассе попыталась меня остановить, начала подрезать. Я взял рацию и сказал: «Сейчас снесу тебя к черту». Видимо, услышали: машина развернулась и уехала. Вот и сейчас я еду в Новосибирск и знаю, что меня там встретят. Вам нужно прокатиться по России на машине с казахстанскими номерами — и вы поймете, как много на дорогах бандитов.
О рейсах на Москву
О рейсах на Москву я вообще молчу. Там бандиты обнаглели вкрай: бывает, подходят на светофоре и начинают вопросы задавать. Загорается зеленый, ты газуешь, а на следующем перекрестке тебя уже ждут на «серьезный разговор». Не дашь денег — побьют лобовое или порежут колеса. Потом триста раз подумаешь — пойти на принцип или заплатить. Потратить 15-20 тысяч рублей на новое лобовое или отдать «пятихатку». А никаких проблем они, конечно, не решают. О чем тут говорить? Российские машины они не трогают. Да и что они вам сделать могут? А мы здесь приезжие, на птичьих правах, вот к нам и пристают.
В других странах — Узбекистане, Таджикистане, Киргизии — даже близко такого нет. Там, правда, что-то украсть могут — аккумуляторы снять, соляру слить. Но это не организованная преступность, обычные малолетки.
Но дороги в России мне нравятся. Тут хорошие дороги. Здесь много стоянок, автосервисов, с запчастями нет проблем. В России можно проехать 1000 километров в день, а по нашим дорогам 400 не всегда проедешь.
О трудоустройстве
В Казахстане многих людей берут без опыта. Фирмы обучают водителей, обучение длится не более 3 месяцев. Через 3 месяца все уже ездят сами, без инструкторов. Даже если за водителем числятся какие-то «косяки», серьезные нарушения, то никаких проблем не будет, все равно возьмут. Есть у меня друг в Павлодаре, он вообще никогда грузовики не водил. Пришел в фирму, его научили, теперь катается. Почему так? Да потому что водителей не хватает. В южных областях, например, нет шоферов. В Алма-Ате тоже не хватает, но там не так остро нехватка ощущается. Мне шеф звонит, спрашивает — есть шоферы знакомые? Я привожу товарища, беру его с собой в рейс — это стажировка. В следующий рейс он уже едет сам.
О пробках на границе
Ночью российскую границу проходил — 10 минут времени. Паспорт посмотрели, печать поставили и все, счастливого пути. Вот это жизнь, это я понимаю. А в какой-нибудь Узбекистан едешь — можно 4 дня в пробке простоять у границы, а потом еще и оформление на несколько часов затянется. Казахская сторона очень тщательно проверяет. Ищут запрещенные вещи, осматривают довольно жестко. Поведение водителя тоже оценивается — ведь если человек что-то пытается провезти, то чувствуется нервозность.
А еще на любой границе работает фитосанитарный контроль. Овощи, фрукты, мясо проверяют на вредителей и болезни. Хреновый товар — подтекший, подгнивший — никогда не пропустят. Наши пограничники кое-как смотрят, а российские — очень тщательно.
О рефрижераторах
С этим рефом сколько случаев было! Я как-то вез на юг персики. Жара — 50 градусов, и реф сломался. Починили, конечно, но товар спасти не успели — сварились к черту персики. А скоропортящиеся грузы не страхуются, ответственность за них всегда несет перевозчик.
Если ехать недалеко, то поломки не страшны. Даже сломанный рефрижератор держит температуру около 8 часов. Можно успеть его отремонтировать, нагнать температуру, и груз не испортится, а клиенты ничего не узнают. Но в последние годы появились рефы, которые отслеживают температуру на всем протяжении поездки и выдают распечатки. Такие мы не покупаем и не собираемся, хотя клиенты по понятным причинам об этом просят.