Россия проигрывает спор
Антидемпинговые пошлины на LCV действуют не только в России, но и в других странах Евразийского экономического союза. Они были введены летом 2013 г. сроком на 5 лет на некоторые виды LCV (полной массой 2,8-3,5 т с дизельным двигателем, с кузовом фургон для перевозки людей и грузов), поставляемые из Германии, Италии и Турции. Сильнее всего ставка выросла для производителей из Германии — на 29,6%. Для итальянских автопроизводителей — на 23%, для турецких — на 11,1% (Турция к спору не присоединялась). Этому предшествовало расследование, которое проводилось по жалобе «Соллерс-Елабуги» (сейчас это площадка в составе СП Ford Sollers).
Расследование показало, что с 2008 по 2011 г. объем ввоза легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии и Турции увеличился на 23,2%, несмотря на сокращение общего объема импортных поставок таких автомобилей в Таможенный союз на 29,1%, приводила данные ЕЭК. Доля демпингового импорта в общем объеме ввоза LCV стабильно увеличивалась и в 2011 г., и составила 95,4% (+40,5 п. п. по отношению к 2008 г.). Темпы производства в 2010-2011 гг. «существенно отставали от темпов роста демпингового импорта». Доля LCV, выпущенных в Таможенном союзе, в общей структуре потребления снизилась за 2009-2011 гг. на 20,1 п. п.
В период, охватываемый расследованием, «Соллерс-Елабуга» собирала по лицензии коммерческие автомобили Fiat Ducato (позже партнером «Соллерса» стал Ford). На эту компанию в период расследования приходилось более 85% общего производства указанных в решении комиссии видов LCV в странах Таможенного союза, объяснял представитель ЕЭК.
По данным ЕС, в 2012 г. объем импорта LCV, на которые распространяются антидемпинговые пошлины, составил 100 млн евро, затем начал снижаться (динамика и количество машин не раскрывались). Помимо антидемпинговых пошлин на это повлиял утилизационный сбор на автомобили, введенный в России в сентябре 2012 г., пояснялось в сообщении ЕС. Текущий объем импорта таких LCV оперативно выяснить не удалось.
Немецкие Daimler и группа Volkswagen пытались оспорить решение ЕЭК на уровне Таможенного союза, но безуспешно. В январе 2017 г. Еврокомиссия добилась признания пошлин незаконными на уровне ВТО. Россия не согласилась с решением арбитражной коллегии ВТО и подала апелляцию. Теперь ей нужно отменить пошлины.
По местной отрасли это не ударит — пошлинам и так оставалось действовать всего несколько месяцев, рынок восстанавливается после затяжного кризиса, а доля импорта незначительна из-за утилизационного сбора и курса рубля.
По данным «Автостата», в 2017 г. регистрация новых LCV в России выросла на 16,7% (до 108 437 шт.), в январе — феврале 2018 г. — на 10,6% (до почти 14 700 шт.).