Перевозчики обещают
Правительство Ленобласти попросит Министерство транспорта и Росавтодор применить систему взимания платы с владельцев грузовых автомобилей «Платон», которая в настоящее время действует только на федеральных автомобильных дорогах, на дороги Ленинградской области. В ответ грузоперевозчики заявили о подъеме цен на свои услуги.
Дорожный комитет Ленинградской области выразил намерение обратиться в Федеральное дорожное агентство и Минтранс с предложением ввести на областных дорогах систему транспортного сбора «Платон». Сейчас эта система предусматривает сбор средств с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн за проезд только по федеральным трассам. Стоит отметить, что дорожное полотно Ленобласти относится к региональным дорогам.
«На региональные дороги постоянно увеличивается нагрузка: растет грузооборот порта в Усть-Луге — в 2017 году он достиг 100 млн тонн, идет развитие порта Приморск. Рядом с Ленобластью две государственные границы, через которые идет поток грузов. Мы видим, что большегрузы с федеральных трасс, чтобы не платить, уходят на региональные дороги, которые не подготовлены для таких нагрузок», — рассказал глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
На новости о внедрении «Платона» на дорогах Ленобласти грузоперевозчики единодушно отреагировали отрицательно. По мнению игроков этого рынка, инициатива местных чиновников, во-первых, поднимет цены на перевозки, а во-вторых, никак не коснется тех, кто и раньше уходил от оплаты транспортного сбора.
Большегрузы против
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич считает, что прежде, чем вводить систему «Платон» на региональных трассах Ленобласти, необходимо сначала настроить ее эффективную работу на федеральных дорогах: несмотря на то, что система функционирует уже почти 2,5 года, она все еще нуждается в детальном обсуждении и доработке. «Взимание платы на региональных трассах может лечь дополнительным финансовым бременем в первую очередь на добросовестных перевозчиков, так как до сих пор не отрегулирован вопрос ответственности перевозчиков за неуплату проезда по федеральным дорогам. Не секрет, что более половины транспортных средств свыше 12 тонн не платят «Платон» и не несут штрафных санкций. Получается, что вводятся дополнительные затраты для тех, кто и так уже платит. Что же касается изменений стоимости услуг, если будут приняты такие нововведения, необходимо отметить, что у нас, как у крупной компании, достаточно возможностей для оптимизации логистических процессов и автоматизации операций. Но такая возможность есть далеко не у всех участников рынка», — сообщил Александр Лашкевич.
В другой транспортной компании сообщили, что после введения «Платона» перевозки подорожали на 3,2-4,9%, отметив, что дело не только в дополнительной плате за проезд по дорогам федерального значения, но и в увеличении документооборота, в росте трудозатрат на администрирование, в появлении дополнительных функций контроля. «При внедрении «Платона» на региональных дорогах перевозчики будут вынуждены индексировать тарифы на свои услуги, что повлечет за собой соответствующие корректировки стоимости товаров и услуг для конечных потребителей. Насколько увеличатся цены, пока сложно прогнозировать, так как неизвестна стоимость проезда по региональным дорогам», — рассказывает начальник управления организации грузовых перевозок DPD в России Сергей Власов.
Владелец грузового автомобиля, который без привязки к компании перевозит грузы по Ленобласти, рассказал, что частники без энтузиазма встретили эту инициативу и, если внедрение произойдет, отреагируют на это ростом цен на свои услуги. Относительно новой волны протестов среди дальнобойщиков из-за «Платона» на региональных дорогах он высказал точку зрения, что это маловероятно. «После первых митингов количество проверок грузовых автомобилей и их жесткость увеличились в разы, поэтому думаю, что бунтовать мы не будем. Но нам не нужен «Платон», это просто будет нечестно. Налог на автомобиль, акцизы на топливо и теперь еще и этот транспортный сбор — трижды платить за одно и то же! Аргументы про то, что большегрузы наносят ущерб дорогам? Это не совсем правда. Обратите внимание, что на КАДе самая сильная колея — в четвертом ряду, и это от легковых машин, которые все выбивают шипами. Если введут «Платон», то, разумеется, и вырастет цена на мои услуги. Она в любом случае вырастет, потому что прошли выборы и цены на топливо начинают расти», — рассказал владелец фуры Евгений.
«Платон» не поможет
Чиновники объясняют необходимость внедрения «Платона» тем, что региону не хватает средств на ремонт дорожного полотна. Юрий Запалатский говорит, что на областные дороги тратится около 8 млрд рублей в год и этого хватает, чтобы отремонтировать около 120 км дорог, в то время как по действующим нормативам эта цифра должна быть в районе 2 тыс. км.
Глава ГКУ «Ленавтодор» Денис Седов добавил, что для внедрения системы, вероятно, придется несколько изменить действующее законодательство, а это значит, что и другие регионы РФ рано или поздно могут затребовать применения «Платона» и на своих дорогах. На вопрос о том, сколько средств планируют привлечь за счет применения «Платона» и хватит ли этого, чтобы выполнять нормативы, чиновники не смогли дать внятного ответа.
Более чем за 2 года система взимания платы «Платон» привлекла в бюджет более 45 млрд рублей со всех федеральных автодорог страны. Эти средства, после оплаты услуг оператора — частной компании ООО «РТИТС», распределяются по всем регионам РФ. По последнему отчету Министерства транспорта, на средства, собранные «Платоном», было отремонтировано более 1 тыс. км дорог по всей стране. Простая математика подсказывает, что внедрение системы, скорее всего, не поможет увеличить длину ремонтируемых дорог со 120 км до 2 тыс. км.