Какие новые поборы с водителей планируют власти
Известно, что чиновник — птица гордая и без пинка летать не умеет. Вот и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) резко обнаружила сговоры в дорожном строительстве лишь после «окрика» президента Путина, прозвучавшего на президиуме Госсовета на тему «совершенствования сети автомобильных дорог». Именно там, в Новосибирске, Путин прилюдно поразился дикой стоимостью гравия, песка и щебня, идущего на строительство дорог: — Рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок — 79,7%. Это что такое, это что, инфляция, что ли, у нас такая? О чем мы говорим вообще? При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, на песок — до 90%. В общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40%. Так и напрашивается вопрос о коррупционной составляющей.
АНТИМОНОПОЛЬЩИКИ ПРОСНУЛИСЬ
ФАС отреагировал молниеносно. Через каких-то два дня. «Недавно Владимир Владимирович говорил, что дорожная отрасль плохо выглядит. Мы посмотрели — в самом деле очень плохо, есть сговоры» — деловито констатировал глава управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. Ценовые сговоры в российском дорожном строительстве, видимо, появились буквально вот только что. Как шампиньоны под осенним кустом. И ФАС зорким оком их немедленно засек за последние пару дней. Раньше, надо полагать, у ведомства были проблемы со зрением. Или все силы шли на бдение за нефтяниками. Что никогда не мешало последним непрерывно и хором поднимать цены на топлива на бензоколонках. Теперь, надо полагать, ФАС будет столь же «продуктивно» следить за тем, как дорожники завышают цену на песок. Президентский «волшебный пендель» открыл перед ними еще одно направление для бдения. Читая стенограмму выступлений чиновников в Новосибирске, невозможно не обратить внимание на любопытную деталь. Президент Путин, в основном, говорит о снижении необоснованных затрат на строительство дорог, увеличение их долговечности и прочее. А крупнокалиберные придорожные чиновники толкуют, преимущественно, о своем о девичьем — о том, как им не хватает денег на дорожную отрасль. И просят добавить как можно больше. Примерно 100 млрд ежегодно. Для справки: объем федерального дорожного фонда на 2015 год и так запланирован в размере 635,3 млрд рублей. Плюс еще в региональные дорожные фонды пойдет 91,2 млрд рублей.
ПОЛУЧИТЕ ЕЩЕ ОДИН АКЦИЗ!
Вот что, например, озвучил глава Татарстана Рустам Минниханов: «... я хотел бы предложить непопулярную меру — все-таки один рубль на все виды ГСМ или добавить, или, когда будем снижать, оставить, чтобы эти средства пошли на дороги местного значения». То есть, к нынешней цене литра бензина он хочет прибавить еще один рубль. Сейчас в цене каждого литра горючего более 60% занимают налоги и акцизы. На долю последних, в частности, сейчас приходится около 15% розничной цены бензина. Правительство недавно придумало «налоговый маневр»: убрать акцизы, но повысить налог на добычу нефти. Просчитан он так, чтобы в конечном счете количество денег, поступающих в казну, не изменилось. Таким образом, с подачи г-на Минниханова платить государству за бензин мы будем еще больше. По крайней мере, президент России не стал возражать татарскому коллеге.
ПЛАТА С 12-ТОННИКОВ — ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
Но этого околоавтомобильным чиновникам все равно мало. Они хотят сделать платным проезд грузовиков весом более 12 тонн не только по федеральным трассам, но и по региональным. Напомним, что с ноября 2015 года владелец каждой фуры должен будет платить по 3,5 рубля за километр ее пробега по дорогам федерального подчинения. Но чиновники уже заранее скулят, что фуры перестанут ездить по 51 тысяче километров дорог федерального значения за деньги. Вместо этого дальнобойщики бросятся уничтожать 503 тысяч километров трасс регионального масштаба.
Но министр транспорта Максим Соколов смотрит дальше — в будущее. А заодно — за границу России: «...мы также серьезно продвинулись в понимании необходимости компенсации ущерба, который наносится дорогам не только тяжелыми машинами, а, как и в Европе, они вводят аналогичную систему для взимания платы с транспортных средств общей массой, начиная от 3,5 тонн. Полагаю, что мы тоже могли проработать этот вопрос». С фур тяжелее 12 тонн (и только за езду по федеральным дорогам!) власти собираются получать не менее чем по 50 млрд ежегодно. А если владельцы всех машин тяжелее Газели будут платить за езду не только по федеральным, но и по региональным трассам... Суммы, текущие на счета российских дорожных воротил, могут оказаться в десятки раз выше. Если все финансовые хотелки дорожно-строительных «кормчих» будут удовлетворены, объем дорожных фондов в России с легкостью перевалит за 1 трлн. Для справки: весь ВВП России за 2013 год составил около 66,6 трлн рублей.
В таких условиях ФАС может не особо напрягаться, пытаясь выслеживать сговоры поставщиков материалов для строительства дорог. Денег хватит на удовлетворение аппетитов всех «причастных к процессу».