РОССИЙСКИЙ ТЕСТ GOODYEAR
На одном из автопоездов транспортной компании ЗАО «Трансхолод» были установлены новые шины Goodyear Regional RHS II, RHD II и RHT соответственно на управляемых, ведущих колесах тягача и колесах полуприцепа. На другом автопоезде установили такие же, только с восстановленным «холодным» способом протектором — шины NextTread. Грузовики перевозили лекарства, скоропортящиеся товары на междугородних маршрутах, связывающих Москву с восточными и северными регионами России. Автопоезда доезжали на востоке страны до Иркутска и до Мурманска на севере.
Испытания, рассчитанные на двенадцать месяцев, стартовали в апреле прошлого года. Несмотря на то, что прошедшая зима в отношении выпавшего снега была аномальной и установила несколько рекордов, вылившихся в блокирование дорог, тестируемые грузовики проезжали в среднем по 13 тыс. км в месяц.
За год автопоезд с новыми шинами прошел 99 500 км. Перед началом испытаний остаточная глубина рисунка протектора рулевых шин составляла 15,7 мм, а в конце — 9,4 и 9,5 мм соответственно. Таким образом, износ протектора шин колес передней оси в среднем составлял менее чем один миллиметр на 15,67 тыс. км. Шины ведущих колес грузовика имели перед стартом теста высоту шашек протектора 20,5 мм. После пробега почти 100 тысяч километров их высота сократилась до 14,2-15,3 мм. Средний износ миллиметра протекторной резины соответственно составил 17,3 тыс. км. Шины полуприцепа имели протектор с высотой рисунка 16,4 мм. К концу испытаний их износ достаточно сильно различался — глубина выступов протектора составляла от 9,7 мм до 13,2 мм. Причем, пять из шести шин имели выступы протектора выше 11 мм. Таким образом, в среднем, 1 мм протектора шин полуприцепа изнашивался после пробега больше чем 23,14 тыс. км.
На день финального измерения протектора шин пробег автопоезда с шинами NextTread составил 102 400 км, т.е. почти на 3 тыс. км или 1,9% больше, чем у первого автопоезда. Тем не менее, износ шин передних колес оказался даже несколько меньше — остаточная глубина протектора составила 11,3 и 10 мм. Годовые испытания грузовик начал с выступами протектора высотой 15,7 мм. Ходимость миллиметра протектора для рулевых шин NextTread RHS II в среднем составила чуть меньше чем 20,28 тыс. км. Следовательно, интенсивность износа восстановленного протектора шин передних колес оказалась на 29,4% выше.
Шашки восстановленного протектора шин ведущих колес имели высоту 20 мм. После пробега более чем 102 тыс. км они износились до высоты 13,5-12 мм, показав пробег свыше 14,12 тыс. км на одном миллиметре протектора. Таким образом, шины NextTread RHD II показали на 22,5% больший износ протектора, чем аналогичные невосстановленные шины.
Перед началом испытаний шины полуприцепа второго грузовика имели глубину протектора 15 мм. За время тестирования выступы протектора износились до высоты от 9,7 мм до 12,8 мм. Пять из шести колес имели остаточную глубину свыше 10,1 мм. Следовательно, средняя ходимость одного миллиметра восстановленной шины прицепа составила 28,8 тыс. км, что почти на 24,5% больше, чем показали новые шины Goodyear Regional RHT.
Большую неравномерность износа шин полуприцепа можно объяснить тем, что шины, установленные на крайних осях, интенсивнее изнашиваются при маневрировании. Оснащение полуприцепа подъемной осью позволит уменьшить износ и увеличить ходимость шин.
Стоит отметить, что интенсивность износа протектора — разная. Новый протектор изнашивается наиболее интенсивно. По мере уменьшения высоты выступов износостойкость протектора возрастает.
Рассматривая результаты испытаний, нельзя не отметить повышенный износ шин ведущих колес второго грузовика при меньшем износе других шин автопоезда. Это можно объяснить человеческим фактором — личными предпочтениями водителя. «Аномальный» износ, скорее всего, — следствие активного использования моторно-трансмиссионного тормоза, когда многотонный автопоезд останавливается за счет сцепления с дорогой исключительно шин ведущей оси, вызывая их повышенный износ. Для подтверждения этого предположения стоит проверять износ тормозных накладок.
Интенсивность износа шин ведущих колес зависит от любви «нажать на газ». Мерило такой любви — топливо. Фиксация расхода топлива подтвердит, что причиной интенсивного износа шин ведущих колес является склонность к быстрому разгону автопоезда.
Описанные испытания проводились с целью сравнения ходимости новых шин и шин с восстановленным протектором. Стоимость восстановленной шины составляет около 30% от цены новой. С точки зрения выхода шин из строя вследствие износа протектора экономическая эффективность эксплуатации восстановленных шин сомнений ни у кого не вызывает. Дело в том, что шины выходят из строя не только из-за истирания протектора, но и из-за отслоения протектора и разрушения каркаса. Аварийный выход шин из строя может иметь серьезные последствия, причем не только экономические.
Можно винить вечную российскую проблему — дороги. Зарубежный опыт показывает, что должное внимание к шинам существенно продлевает ресурс шин и экономит топливо. Уменьшение внутреннего давления в шине грузовика на 1 бар увеличивает сопротивление качению на 5% и вызывает перерасход топлива на 1,5%. Эксплуатация шины с пониженным давлением повышает усталостный и тепловой износ шины. Результат очевиден — разрушение шины. Последствия — как минимум, такую шину не возьмут в «наварку». «Холодным» или «горячим» способом восстанавливается лишь протектор. Сама шина, называемая каркасом, восстановлению не подлежит. Разрушению шины, как ее протектора, так и каркаса, способствует движение по разбитым дорогам с высокой скоростью.
Шины Goodyear показывают высокую износостойкость. При эксплуатации магистральных грузовиков по европейским дорогам средняя ходимость шин Goodyear Marathon составляет 400 тыс. км.