ТОРМОЗИТЬ ПО ПРАВИЛУ
По данным европейских исследований, установка системы опережающего экстренного торможения — AEBS (Advanced Emergency Braking Systems) — на грузовики и автобусы могла бы спасти до 1000 жизней в год, 4000 человек смогли бы избежать серьезных травм только на дорогах Европейского Союза.
То, что AEBS и система предупреждения пересечения линии — LDWS (Lane Departure Warning Systems) — будут обязательны в Европе для грузовиков, стало известно еще 13 июля 2009 г., когда Европейский Совет принял Правило № 661/2009 о «Требованиях к одобрению типа, касающихся общей безопасности автомобилей, прицепов и систем, компонентов отдельных узлов, предписывающих его проведение». Этот документ, более известный как Правило общей безопасности — GSR (General Safety Regulation), требовал установку определенного количества «новых технологий», включая AEBS и LDWS для транспортных средств категорий M2, M3, N2 и N3.
Однако подробные технические требования для систем, реализующих эти самые «новые технологии», в GSR не содержались и должны были быть разработаны Рабочей группой по вопросам торможения и ходовой части в рамках Комитета по внутреннему транспорту Всемирного форума ЕЭК ООН по гармонизации правил транспортных средств (WP.29).
После долгих месяцев обсуждения и переговоров, охватывающих подробные технические требования для AEBS (EU Regulation № 347/2012) и LDWS (EU Regulation № 351/2012), правила были приняты лишь в апреле этого года.
Правило № 347/2012 установило технические требования и процедуры испытаний для AEBS: возможность определения попутного столкновения, предупреждение водителей комбинацией оптических, акустических или сенсорных сигналов и автоматического применения тормозов автомобиля.
Документ определил требования по эксплуатации и предписал две процедуры испытаний для проверки функционирования системы. Согласно одной из них автомобиль приближается к движущейся «мишени», а в соответствии со второй — к неподвижной. Правило установило два «уровня» предельных сроков предупреждения водителя и снижения скорости движения автомобиля в каждом из этих тестов. Требования второго «уровня» более жесткие.
Требования регламента распространяются на автобусы и на грузовики массой свыше 8 т. Двухуровневая система была принята с учетом технических особенностей конструкций автомобилей разных категорий. В частности, принималось во внимание, что для легких грузовиков с гидравлическим приводом тормозов и механическими задними подвесками потребуется больше времени на разработку и внедрение таких систем безопасности, чем для тяжелых грузовиков с пневматическими задними подвесками и пневматическими или гидропневматическими тормозными системами.
Установка AEBS «уровня 1» станет обязательной с 1 ноября 2013 г. для всех новых типов затронутых автомобилей, а с 1 ноября 2015 г. — для всех новых транспортных средств. Установка AEBS «уровня 2» будет обязательна с 1 ноября 2016 г. и 1 ноября 2018 г. соответственно.
Правило ЕС № 351/2012 определяет технические требования и процедуры испытаний для LDWS: обнаружение непреднамеренного смещения автомобиля из своего ряда, предупреждение водителя комбинацией оптических, акустических или сенсорных сигналов. Регламентом установлены требования к эксплуатации системы, определены процедуры испытаний для подтверждения эффективности работы системы, включая примеры разметки, которую система должна распознать.
Обязательна установка LDWS с 1 ноября для новых типов автомобилей и с 1 ноября 2015 г. для всех новых автомобилей.
Оба правила не затрагивают:
— автомобили категории N2 полной массой до 8000 кг, предназначенные для буксировки полуприцепов;
— автобусы категории M2 и M3 класса «А» и I, II (автобусы со стоячими местами, то есть — городские);
— автомобили M2, M3, N2 и N3 категории G «off road», а также специальные автомобили и автомобили, имеющие более чем три оси.
Таким образом, получив одобрение, Daimler AG, можно сказать, на шесть лет опередила европейские требования, так как система экстренного торможения третьего поколения ABA 3, устанавливаемая на новых грузовиках, отвечает требованиям «уровня 2».