БЕЛЫЕ ПЯТНА ПРАВИЛ
В редакцию пришло письмо, в котором наш читатель из Курской области просит дать «правовое разъяснение» по вопросам, касающимся Правил дорожного движения. Мы не адвокатское бюро и «правовых разъяснений» давать не можем. Но, как показалось вначале, можем указать на пункты действующих Правил, где он сам сможет найти ответы на свои вопросы. Приводим вопросы дословно:
1. «Какой должна быть скорость движения автомобиля, обеспечивающая водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения при условии, что движение происходит по автодороге вне населенного пункта, в ночное время суток, на участке дороги, не имеющем искусственного освещения, при включенном в связи с наличием движения автомобилей по встречной полосе ближнем свете фар, при отсутствии знаков, ограничивающих скорость движения, а также предупреждающих знаков и ограждений, с учетом того, что движение происходит при сухой погоде, по сухому асфальтированному покрытию?»
2. «Должен ли водитель при выборе скоростного режима предвидеть на дороге, не обозначенной дорожными знаками и разметкой, препятствие, представляющее опасность для дальнейшего дорожного движения?»
«Что за странные вопросы?!» — подумали мы поначалу. Ведь ответы на них находятся в Правилах дорожного движения. Достаточно лишь напомнить человеку соответствующий пункт. Открываем пункт 10.1, читаем, а там — достаточно расплывчатая формулировка, один в один соответствующая тексту вопроса. Попробуем разобраться.
Прежде всего, определимся с тем, что же такое «постоянный контроль». Юридического определения этого термина в Правилах нет. Но, понятно, что если «движение по автодороге без искусственного освещения» закончилось аварией, с контролем у водителя как-то не срослось. Или, говоря казенным языком, «водитель не обеспечил постоянный контроль за движением транспортного средства». Причин этому обычно две: отвлечение водителя от управления транспортным средством или нехватка тормозного пути.
В Правилах нет значения допустимой скорости ночью при ближнем свете фар потому, что скорость определяет сам водитель с тем, чтобы «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства» (тот же пункт 10.1).
Несмотря на сложность формулировки, принцип простой — обнаружил препятствие — должен успеть остановиться. Какое же препятствие в темное время суток неожиданно можно обнаружить на дороге? Чаще всего — стоящий транспорт. Конечно, согласно пункту 19.3 при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. А согласно разделу 7 Правил, при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена и там, где транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями, должна быть включена аварийная сигнализация и дополнительно выставлен знак аварийной остановки. Эти меры позволяют обнаружить стоящее транспортное средство на дистанции, значительно превышающей тормозной путь.
Но на дороге могут находиться не только транспортные средства. Дикие животные, упавшие с других транспортных средств грузы, прилегшие отдохнуть на обочине «уставшие» пешеходы и, как показывает практика, выползшая на автодорогу заблудшая бронетехника не имеют привычки как-то обозначать себя. Знак аварийной остановки может снести другой автомобиль, а емкость аккумуляторных батарей вынужденно остановившегося транспортного средства не бесконечна. Все это говорит о том, что при выборе скорости движения в темное время суток водитель должен полагаться только на возможность своевременно остановиться, увидев неосвещенное препятствие в свете фар. Дистанция, с которой видны препятствия, зависит от многих факторов: от профиля автомобильной дороги, от загрузки автомобиля, от наличия корректора фар, усталости и опыта водителя, а самое главное — от характера препятствия. Например, стоящий автомобиль заметен с большей дистанции, чем лежащий человек. Тормозной путь даже в сухую погоду на асфальте тоже может быть разным. Он зависит от типа автомобиля, тормозной системы, от реакции водителя, профиля пути. Невозможно создать какую-то таблицу и предложить выучить ее всем водителям. Водитель сам с учетом всех этих факторов выбирает скорость, а если она оказалась велика для того, чтобы заметить препятствие и остановиться, несет ответственность за возможные последствия.
Что же касается «предвидения», то эта способность от кандидата в водители не требуется, на водительской медкомиссии ее наличие не проверяется. Невозможно «предвидеть» то, что у едущего навстречу вам автомобиля через секунду отвалится колесо, и окажется оно именно на вашей полосе. Невозможно предвидеть и внезапно выбежавшего на дорогу пешехода. Это будет считаться «грубой неосторожностью» с его стороны. Но те препятствия, которые уже находятся на проезжей части, водитель должен своевременно обнаружить.
К сожалению, абсолютное большинство водителей при движении в темное время суток значительно превышают скорость, «обеспечивающую постоянный контроль за движением транспортного средства». Судите сами, расстояние, на котором при ближнем свете фар можно не в общих чертах, а детально и в подробностях наблюдать дорогу — максимум метров 30. Тормозной путь со скорости «60» — более 20 метров. Прибавим сюда время реакции водителя, время подготовки тормозной системы и увидим, что остановка перед малозаметным препятствием, например лежащим на проезжей части человеком, даже со скорости «60» в таких условиях весьма затруднительна. Но почему-то ездить ночами с ближним светом со скоростью 90-110 км/ч, да еще по мокрой дороге — считается нормой. До поры до времени.
ПРО «ЖЕЛЕЗКУ»
Тема железнодорожных переездов несколько раз освещалась на страницах нашего журнала. И вроде как с переездами, расположенными на пересечениях с магистральными железными дорогами, все ясно. Мало кому придет в голову выехать туда перед приближающимся поездом или тогда, когда шлагбаум закрыт. Все понимают, что это опасно. Поезда ездят быстро и весят много.
Но водителям, паркующим свои машины в границах некоторых, изображенных на фото железнодорожных переездов, это невдомек. То, что мы видим на фотографиях — не что иное, как «стоянка на железнодорожном переезде», которая запрещена пунктом 12.4 Правил. Это ничего, что переезды находятся на пересечении «всего-навсего» с подъездными путями заводов. Они отнюдь не игрушечные и санкции за нарушение Правил на них вполне настоящие. Пункт 12.10 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере 500 рублей либо лишение права управления ТС на срок от 3 до 6 месяцев. За повторное нарушение такого рода придется расстаться с правами уже на год.
Хотя нигде в Правилах невозможно найти определение, что же такое «границы железнодорожного переезда» и где они находятся. Существуют информационные знаки 1.3.1 и 1.3.2, про которые в приложении 1 к Правилам сказано — «Обозначение не оборудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу». Знак же 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» всего лишь предупреждает о приближении к такому переезду. Знака, обозначающего конец железнодорожного переезда, в природе не существует. Границей же переезда, оборудованного шлагбаумами, является линия, пересекающая проезжую часть по их оси. Четкое определение границ переезда имеется только в Правилах эксплуатации железнодорожных переездов ОАО РЖД, которые водитель вроде знать не обязан. Но эти Правила согласовываются с Министерством внутренних дел, Министерством транспорта, Федеральной дорожной службой Российской Федерации. Поэтому, если чего, суд будет не на вашей стороне. Впрочем, до суда дело может и не дойти. Спор на тему того, стоит ли на переезде чья-то машина или нет, быстро и эффективно решает контрольный проезд поезда. А перед массой в несколько тысяч тонн и тормозным путем в сотни метров юридические аргументы бессильны.