Не только тюльпаны
![Не только тюльпаны](/upload/iblock/887/%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg)
Историю DAF Trucks нужно преподавать в университетах и рассказывать на бизнес-тренингах: ведь основатель компании Хуберт ван Доорн пришел в этот бизнес без денег, а только с золотыми руками и идеями и, как бы сейчас сказали, сделал себя сам.
В апреле 1928 года он открыл маленькую мастерскую при пивоваренном заводе Coolen в Эйнховене (Нидердланды). Его партнером и первым инвестором стал Арнольд Хьюгенс - управляющий директор этого же пивоваренного завода. Ван Доорн несколько раз ремонтировал автомобиль Хьюгенса и тот так впечатлился его работой, что предложил предоставить ему деньги для собственного дела и маленькое помещение под мастерскую.
![С верстака до автомобильного завода: такое тоже возможно.jpeg С верстака до автомобильного завода: такое тоже возможно.jpeg](/upload/medialibrary/9a9/01_С%20верстака%20до%20автомобильного%20завода-%20такое%20тоже%20возможно.jpeg)
С верстака до автомобильного завода: такое тоже возможно
Первой продукцией ван Доорна были металлические шкафы, окна и лестницы, фонари. Это принесло первые деньги и возможность приступить к производству конных телег, а также тракторных и, наконец, автомобильных прицепов. Дело пошло настолько хорошо, что в 1932 компания, которой теперь управляет Хуберт и брат ван Доорна — Вим, изменила свое название на Van Doorne’s Aanhangwagen Fabriek (Фабрика прицепов братьев ван Доорн), сокращенно DAF.
![Прицеп-контеинеровоз.jpeg Прицеп-контеинеровоз.jpeg](/upload/medialibrary/792/02_Прицеп-контейнеровоз.jpeg)
Прицеп-контеинеровоз
DAF начала предлагать сварные рамы для прицепов, что на тот момент было абсолютно новой технологией. Ее прицепы имели большую грузоподъемность, а также отличались прочностью конструкции. В 1933 году компания внедряет революционную конструкцию в прицеп и выпускает прицепную раму с независимой подвеской, оснащенной листовыми рессорами, и механизмом, известным сейчас как энергоаккумулятор. Это устройство позволяло автоматически затормаживать прицеп после случайного обрыва пневмомагистрали.
Инвестор-пивовар Хьюгенс покинул компанию в 1936, и компания DAF с тех пор была полностью в руках братьев ван Доорн. А Хуберт просто фонтанировал новыми идеями и в 1936 году был выпущен прицеп для контейнеров, который позволял быстро загружать и разгружать контейнеры с железнодорожных вагонов и стал еще одним уникальным изобретением DAF. Этот самый ранний пример смешанной перевозки сделал компанию DAF одним из первых в мире поставщиков прицепов-контейнеровозов.
Хуберт ван Доорн все время приходил к идее автомобилей, но он прекрасно понимал, что для успеха необходимо нечто неординарное и большие инвестиции - онн искал и творил. К примеру, в 1943 году он создает одноместный концепт «Mobile RainCoat» (Мобильный плащ) шириной всего 80 см. Но даже на 3 колесах и с мотоциклетным 150-кубовым двигателем – это уже был автомобиль. Продолжал Хуберт искать и возможность выпускать собственные грузовики и в 1948 году он разработал две модели: 5-тонный DT5 и 10-тонный DT10. Так, как ван Доорн был ограничен возможностями своего производства прицепов, то первый грузовик DAF был без кабины и представлял из себя фактически моторизированный прицеп с установленным на раму двигателем и сиденьем водителя. Такие шасси ван Доорн начал предлагать для последующей застройки их кузовами и кабинами других производителей.
![Дождевик DAF Regenjas - одноместный автомобиль шириной всего 75 см.jpeg Дождевик DAF Regenjas - одноместный автомобиль шириной всего 75 см.jpeg](/upload/medialibrary/cea/03_fДождевикe%20DAF%20Regenjas%20-%20одноместный%20автомобиль%20шириной%20всего%2075%20см.jpeg)
Дождевик DAF Regenjas - одноместный автомобиль шириной всего 75 см.
А в 1949 компания начала делать грузовые автомобили, прицепы и автобусы, изменив название на Van Doorne’s Automobiel Fabriek. Первой моделью грузового автомобиля был 3-тонный DAF A30. Трансмиссия и двигатели DAF использовал сторонних производителей: дизеля закупали у Perkins, легкие бензиновые моторы от компании Hercules, коробки передач от Borg&Beck, а мосты закупались у Timken. За первый год DAF выпустил собственных грузовиков в количестве 150 экземпляров, в 1955 г из ворот предприятия выезжает уже 10000-й грузовик, а через год с конвейера сходит 20000-й DAF.
![DAF Chassis 1949 год. Вариант без кабины- в этот период DAF еще заказывает их у сторонних производителей.jpg DAF Chassis 1949 год. Вариант без кабины- в этот период DAF еще заказывает их у сторонних производителей.jpg](/upload/medialibrary/1c3/04_DAF%20Chassis,%201949%20год.%20Вариант%20без%20кабины-%20в%20этот%20период%20DAF%20еще%20заказывает%20их%20у%20сторонних%20производителей.jpg)
DAF Chassis 1949 год. Вариант без кабины- в этот период DAF еще заказывает их у сторонних производителей
![DAF T60 1950 год. Первый DAF с кабиной.jpeg DAF T60 1950 год. Первый DAF с кабиной.jpeg](/upload/medialibrary/f87/05_DAF%20T60,%201950%20год.%20Первый%20DAF%20с%20кабиной.jpeg)
DAF T60 1950 год. Первый DAF с кабиной
![Модель A50 1951 год.jpeg Модель A50 1951 год.jpeg](/upload/medialibrary/c59/06_Модель%20A50,%201951%20год.jpeg)
Модель A50 1951 год
![DAF A1300P 1955 г.в.- 6-цилиндровый двигатель Perkins 6 473 л 83 л.с. с момент 278 Нм. Грузоподъемность 55 т.jpg DAF A1300P 1955 г.в.- 6-цилиндровый двигатель Perkins 6 473 л 83 л.с. с момент 278 Нм. Грузоподъемность 55 т.jpg](/upload/medialibrary/fdc/07_DAF%20A1300P%201955%20г.в.-%206-цилиндровый%20двигатель%20Perkins%206,%204,73%20л,%2083%20л.с.%20с%20момент%20278%20Нм.%20Грузоподъемность%205,5%20т.jpg)
DAF A1300P 1955 г.в.- 6-цилиндровый двигатель Perkins 6 473 л 83 л.с. с момент 278 Нм. Грузоподъемность 55 т.
С 1956 года фирма DAF отказывается от политики заимствования импортных двигателей и выпускает свой первый, хоть и по лицензии, дизельный мотор DAF Leyland мощностью 105 л. с. Модель была успешно опробована на грузовиках DAF 1500. Пройдя годовое испытание, мотор было решено устанавливать и на другие модели. А с 1959 года фирма начала выпуск автомобилей с новыми бензиновыми и дизельными моторами собственной сборки, приобретя полную независимость и выйдя на качественно новый уровень по полноценному производству грузовиков. В том же году компания выпустила полностью разработанный в своих стенах капотный грузовик серии А12 и А15. В последствие это семейство дополнили еще тремя моделями с различной грузоподъемностью.
![DAF 2000 DO 1957 год. Сырный рынок в Алкмааре.jpeg DAF 2000 DO 1957 год. Сырный рынок в Алкмааре.jpeg](/upload/medialibrary/bb5/08_DAF%202000%20DO,%201957%20год.%20Сырный%20рынок%20в%20Алкмааре.jpeg)
DAF 2000 DO 1957 год. Сырный рынок в Алкмааре
![DAF Torpedo 1957 год.jpeg DAF Torpedo 1957 год.jpeg](/upload/medialibrary/a8a/09_DAF%20Torpedo,%201957%20год.jpeg)
DAF Torpedo 1957 год
![DAF A15.jpg DAF A15.jpg](/upload/medialibrary/b42/10_DAF%20A15.jpg)
DAF A15
Здесь следует отметить, что в 1958 году DAF начал выпускать малолитражные легковые автомобили с собственной «изюминкой». Чтобы найти своего покупателя, DAF предложил не просто недорогие авто, а с оригинальной автоматической трансмиссией Variomatic. Фактически – это был прообраз современного вариатора. За особенность конструкции их прозвали «автомобиля на подтяжках» из-за шкивно-ременного привода, представлявшего собой систему длинных ремней, связующих каждое из задних колес. Но зато управлять DAF Daffodil было невероятно легко – переключать передачи и выжимать сцепление здесь не требовалось.
DAF выпустил несколько поколений легковых «малолитражек». На их базе выпускались также пикапы и небольшие развозные фургоны. По размерам автомобили DAF напоминают наши «Запорожцы», мощность двигателя и динамика тоже очень близка. Но DAF уже в 60-70 годах годы были с «автоматом», который на ЗАЗах так и не появился.
В конце 70-х DAF решает продать завод по производству легковых автомобилей шведской Volvo. В последствии он получил название NedCar. Еще какое-то время с конвейера сходит совместная модель Volvo-Daf 66. А в 80-е годы на этом заводе Volvo выпускает нетипичную для себя модель лифтбека 343. Как оказалось, ее еще также разрабатывали голландские инженеры и в музее DAF даже есть макеты будущей 343-й.
DAF подарил миру и яркие образцы армейской техники. Уже в 1958 году DAF выпускает уникальные армейские грузовики с колесной формулой 4х4 и 6х6 для армий Нидердандов и Дании. Компактные бескапотные DAF YA328 и YA314 имели уникальную геометрическую проходимость и могли преодолевать крутые овраги. До сих пор в Нидердандах есть фанаты этого транспорта, а в музее фирмы можно увидеть не только грузовики, но и бронетехнику на подобных шасси.
![Модель DAF YA328 1952 год. Создана для голландских вооруженных сил.jpeg Модель DAF YA328 1952 год. Создана для голландских вооруженных сил.jpeg](/upload/medialibrary/4a9/11_Модель%20DAF%20YA328,%201952%20год.%20Создана%20для%20голландских%20вооруженных%20сил.jpeg)
Модель DAF YA328 1952 год. Создана для голландских вооруженных сил
Стоит отметить и еще одну уникальные разработки фирмы DAF – это транспортер Porter и Pony. По своему назначению они сходны с нашим Луаз-ТПК-967. Но подход у DAF был немного другой. К примеру, Pony – это моторизированная полноприводная тележка с единственным сидением для водителя и плоской платформой. В случае надобности руль можно было легко снять и установить сзади, прикрывшись автомобилем. А Porter – это был плавающий вариант легкого ТПК, который с удовольствием оценили и рыбаки. Тем более в Нидерландах очень много каналов.
![DAF Pony.jpg DAF Pony.jpg](/upload/medialibrary/1f9/12_DAF%20Pony.jpg)
DAF Pony
Открыв собственное производство грузовиков и двигателей, DAF очень быстро начинает завоевывать популярность. Инженеры фирмы обладали хорошим чутьем и вовремя улавливали новейшие тенденции. И не просто их фиксировали, а и внедряли в производство.
В 1959 году DAF усовершенствовала свой дизельный двигатель DD575, оснастив его турбонагнетателем, что стало еще одним революционным достижением для всей индустрии грузовиков.
![Дизельный двигатель DD575 с турбонагнетателем.jpeg Дизельный двигатель DD575 с турбонагнетателем.jpeg](/upload/medialibrary/36e/13_Дизельный%20двигатель%20DD575%20с%20турбонагнетателем.jpeg)
Дизельный двигатель DD575 с турбонагнетателем
В 1962 году DAF выпускает кабину с 2-я спальными полками сзади сидений на модели 2600, что сразу очень понравилось водителям-дальнобойщикам. Фактически, эта кабина оказалась не просто пророческой, на ней дебютировала в 1969 году и система опрокидывания для легкого доступа к двигателю. И эта концепция используют сегодня все производители бескапотных грузовиков.
![DAF 2600.jpg DAF 2600.jpg](/upload/medialibrary/d7d/14_DAF%202600.jpg)
DAF 2600
В 1973 году компания DAF впервые в отрасли представила технологию промежуточного охлаждения турбокомпрессора — Intercooling. Технология, которая изначально разрабатывалась для повышения мощности двигателя и сокращения расхода топлива, оказалась ключевым фактором для снижения содержания вредных примесей в выхлопных газах. Первый такой двигатель был установлен на DAF 2800. Он же получил и новую кабину, которая имела форму и внутренний объем, характерный для магистральных грузовиков на протяжении 20 лет. Теперь уже все конкуренты были вынуждены подстраиваться под новый DAF.
![15_DAF 2800.jpg DAF 2800.jpg](/upload/medialibrary/a5e/15_DAF%202800.jpg)
DAF 2800
В 1980-х годах компания DAF представила технологию ATi - Advanced Turbo Intercooling (усовершенствованная технология промежуточного охлаждения турбокомпрессора), - которая позволила увеличить мощность и эффективность двигателя, благодаря улучшенной технологии впрыска и оптимизированной форме камеры сгорания. Но еще одной инновацией стало появление на DAF 3600 кабины Space Cab с высоким потолком, в которой пространство над головой водителя стало функциональным. На тот момент кабина DAF считалась одной из лучших и комфортных, а голландский производитель получил уже всемирную славу. В 1988 году новая модель DAF 95 впервые в истории фирмы получает титул «Truck of the Year».
![DAF 3300 c двумя спальными полками.jpeg DAF 3300 c двумя спальными полками.jpeg](/upload/medialibrary/ee7/16_DAF%203300%20c%20двумя%20спальными%20полками.jpeg)
DAF 3300 c двумя спальными полками
![DAF 3600.jpg DAF 3600.jpg](/upload/medialibrary/af7/17_DAF%203600.jpg)
DAF 3600
Но оказалось, что и этот комфорт можно превзойти. В 1994 году дебютирует новое поколение DAF 95 с новой кабиной Super SpaceCab, где можно легко стоять во весь рост, а фактически комфортно проводить время во время стоянки. Кабины DAF с тех пор остаются эталоном комфорта для водителя и считаются образцом просторности.
В 1996 году голландскую фирму DAF приобретает американский концерн Paccar, который известен своми брендами Kenworth и Peterbilt в США, но в Европе не был представлен. Эта сделка позволила объединить усилия по разработке грузовиков для нескольких континентов.
![DAF 95.jpeg DAF 95.jpeg](/upload/medialibrary/1b1/18_DAF%2095.jpeg)
DAF 95
В 2001 и 2002 годах компания DAF выпустила новые автомобили серии LF, CF и XF, отмеченную наградами модель XF105 в 2005 году и модели стандарта Eвро-4 и 5 в 2006 году. В 2002 году сначала LF, а в 2007 году уже и XF становятся «лучшими грузовиками года». В 2015-м DAF выпускает 1000000-й грузовик на заводе в Эйнховене.
Как видим, за 90 лет DAF из маленькой мастерской ван Доорна в Эйндховене стала транснациональной корпорацией, с производствами в Нидерландах, Бельгии, Великобритании и Бразилии, а продукция DAF реализуется через 1100 независимых дилеров на пяти континентах. Всемирная слава пришла не сразу, но DAF ее полностью заслужила, внедрив целый ряд инноваций в грузовики и заставляя конкурентов подтягиваться под уровень своих машин.