MICHELIN РАСШИРЯЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В последние десять лет рынок грузовых шин ЦМК стремительно развивался (за исключением кризисного 2009 г.), показав шестикратный рост. Причем, такой высокий темп будет только увеличиваться и достигнет двенадцатикратного увеличения к 2012 г. Только за последний год доля грузовых шин ЦМК возросла с 30 до 40%. Бурный рост спроса на цельнометаллические шины безусловно увеличивает рынок восстановленных шин.
Объем российского рынка восстановленных шин в 2010 г. составил 250 тыс. шин. По сравнению с 2009 г. он увеличился на 60%. Конечно, 2009 г. был для мировой и российской экономики провальным, что и обеспечило столь высокий рост. С другой стороны, российский рынок, как и рынки других развивающихся стран, отличается невысокой долей восстановленных шин. В России их доля в общем объеме шин составляет лишь 10%. В развитых странах Западной Европы и США уже более половины всех шин – восстановленные.
Большая часть реализованных в России восстановленных шин завозилась из-за рубежа, и лишь менее половины восстанавливалась внутри страны. Восстановлением шин в России занимаются в основном небольшие независимые производители, использующие импортные каркасы.
В прошлом году ситуация с бывшими в употреблении шинами кардинально изменилась. Введение таможенных пошлин и ужесточение порядка ввоза шин свели на нет рентабельность бизнеса. Затронуло это и крупных игроков на шинном рынке.
Как отреагировала компания Goodyear, наш журнал уже рассказывал. И вот в конце апреля последовал ответ Michelin. Французский гигант ответил инвестициями в собственное производство. Завод Michelin в Давыдово (Московская область) работает с 2004 года. До недавнего времени здесь производились шины для легковых автомобилей. Теперь в отремонтированном корпусе смонтирован цех по восстановлению грузовых шин «холодным» методом – Michelin Retread.
«Холодный» метод восстановления шин предусматривает вулканизацию нового протектора к специально подготовленной шине, называемой «каркасом». К сожалению, корпоративные правила Michelin запрещают съемку на своих производственных объектах. Это не позволяет продемонстрировать все совершенство завода во всех цветах. Ограничимся словесным описанием и фотографиями пресс-службы.
Производство максимально механизировано. Станки для первичной дефектовки изношенных шин оснащены подъемной площадкой, борторасширителями, механизмом прокручивания шины с электроприводом. Над станком расположен целый нимб ламп дневного освещения. Все рабочие места компьютеризированы. Никаких сопроводительных бумажек. Шины, поступающие на восстановление, регистрируются под своим серийным номером. Если он поврежден и не читается, то шину просто не примут в работу.
После осмотра шина отправляется на ширографию и оттуда, при благополучном исходе диагностики, направляется на восстановление. То есть, все как обычно. Можно отметить, что Michelin заявляет о производственной мощности цеха по восстановлению в 50 тыс. шин в год. Действительно, для достижения такого объема производства в цеху установлены два автоклава, вмещающие до 24 шин каждый. А вот стенд ширографии один, что свидетельствует об его высокой производительности.
Другим отличием, от виденных раньше производств, являются капсулированные шероховальные станки. То есть каждый станок расположен в индивидуальной прозрачной кабинке с выносным пультом управления. На других производствах шероховальные станки так не изолируются. На них обычно в ручном режиме обрабатываются боковины. По технологии Michelin боковины шины не фрезеруются, а лишь обрабатываются металлическими щетками.
Процесс ремонта повреждений каркаса отличается наличием поста для внутреннего ремонта шины. По нормативам Michelin допускается обрыв не больше двух нитей металлического корда. Дырка тщательно заделывается с наложением на внутреннюю часть бандажа. В производственном процессе Michelin отсутствует трудоемкая процедура напыления специального состава. Заполняющую массу наносят ручными экструдерами сразу.
Связывающий слой сырой резины наносится узкой полоской виток за витком. Надо полагать, что из-под нанесенного таким образом слоя сырой резины легче удалять воздух, чем из-под целиковой раскатанной ленты.
Michelin собирается использовать только ленточный протектор. Оборудование для нанесения кольцевого протектора в цехах не установлено. Вместе с нанесением протекторной ленты на боковину шины наносится бело-голубой лейб Michelin и черный Michelin Retread с указанием недели и года восстановления. Страна-производитель не указывается. В компании уверяют, что этого не нужно, так как лейбы Michelin и Michelin Retread свидетельствуют о качестве шины по всему миру.
После того как процесс восстановления шины завершится снятием энвелопов, начинается процедура заключительных проверок. Она предполагает испытание шины давлением 10 атмосфер. Эта проверка осуществляется в специальном взрывозащищенном помещении. И это последнее отличие в производственном процессе.
На этот год запланировано освоить восстановление шин, устанавливаемых на ведущую ось грузовиков и автобусов размером 315/80 R22,5; 315/70 R22,5; 295/80 R22,5; 315/60 R22,5. В следующем году этот список расширится. Всего до 2015 г. инвестиции в проект составят около 10 млн. евро. На заводе будет работать 50-55 человек.
Надо отметить, что восстановление шин Michelin – это услуга. Услуга заключается в том, что восстанавливаться будут сданные в «наварку» шины. Купить просто восстановленные шины невозможно. Раньше восстановленные шины в Россию ввозились. Это были шины с наваренным протектором, то есть восстановленные «горячим» способом – Michelin Remix.
Менеджеры Michelin уверяют, что по мере освоения в Давыдово восстановления шин Michelin Retread, экспорт наваренных шин Michelin Remix будет уменьшаться и в будущем прекратится полностью. Обещают это сделать уже в 2012 г.
Проблема всех предприятий России по восстановлению шин – острая нехватка целых каркасов. Дороги страны давно превратились в черные ямы, в которых бесследно исчезают миллионы как государственных средств, так и из кармана перевозчиков в виде затрат на ремонт транспортных средств.
Michelin апеллирует к своему опыту в России по сбору отработавших шин. Действительно, компания работает в этом направлении уже свыше десяти лет. Узнать о предложениях услуг Michelin не представляет особого труда. К более-менее крупным перевозчикам сотрудники Michelin приходят сами. Другое дело, что в планах компании добиться сроков поставки восстановленных шин от двери до двери за две недели для Московской области. «Оперативность» обслуживания более удаленных регионов упирается в сроки выполнения логистических операций.
Стоимость шин неуклонно растет. Шина Michelin на 40% состоит из натурального каучука. Его стоимость на мировом рынке за последние два года возросла с полутора до пяти долларов за килограмм. Основную проблему продвижения восстановленных шин на российском рынке менеджмент Michelin видит не в дефиците годных каркасов, а в недоверии к восстановленным шинам со стороны потребителей. По опросам Michelin только 20% респондентов доверяют восстановленным шинам.
Завоевывать доверие автоперевозчиков компания собирается собственным брендом, предлагая восстановление шин на собственном производстве с гарантированным высоким уровнем качества.
Восстановление шины обойдется заказчику в два раза дешевле, чем покупка новой шины. При этом шина Michelin Retread обладает всеми достоинствами новых шин Michelin. Долговечность восстановленной шины может даже превышать ресурс новой шины, если, конечно, для восстановления использовать протекторные ленты, изготовленные по технологии долговечности Michelin – Michelin Durable Technologies.
Компания предоставляет на шины Michelin Retread стандартную пятилетнюю гарантию, отсчитываемую с даты восстановления шины. После окончания гарантийного срока возможно рассмотрение рекламаций.