ОТОПИТЕЛЬ «СДЕЛАЙ САМ». ДЕШЕВО, НО ОПАСНО
Действительно, стоимость его ремонта в большинстве случаев зашкаливает за 10 тысяч рублей. Между тем, конструктивно в отопителе нет ничего сложного: камера сгорания, штифт накаливания, горелка, насос и датчики. Ну что здесь можно ремонтировать на такую сумму? Неужели водитель или, на худой конец, слесарь–электрик не смогут починить этот агрегат? Ведь разобрать–собрать его так просто!
Действительно, демонтаж отопителя и его разборка не представляют особенных технический трудностей и вполне доступны имеющему минимальный технический опыт человеку. Но разборка – это не самоцель. Решение о ее необходимости принимается по результатам диагностики, проводимой в мастерской, и в большинстве случаев разборка и тотальная замена всех частей необязательна. Но в случае неисправности большинства узлов автономного отопителя их придется заменять новыми, так как ремонт практически невозможен.
Возьмем, для примера, один из основных узлов отопителя – нагнетатель воздуха. Бывает так, что он просто останавливается, при этом его обмотки не сели на корпус. Короткого замыкания нет. Возникает очень сильный соблазн отремонтировать этот небольшой, но дорогой агрегат. А прежде, чем отремонтировать, его придется разобрать. И тут большинство «разборщиков» делают первую ошибку: они не запоминают, в каком положении на вал была посажена крыльчатка вентилятора. А это важно, потому что она сбалансирована. Масса якоря электромотора по сравнению с массой крыльчатки не такая уж большая. И если надеть ее неправильно, такой электромотор будет испытывать повышенные нагрузки. В конце концов развалятся подшипники.
Но, как правило, основной причиной остановки электромотора и является их разрушение. Нарушается положение якоря в корпусе, и он начинает цеплять обмотку возбуждения. До полной остановки он успевает немного поработать и причинить обмотке повреждения. Если заменить подшипники, мотор некоторое время будет работать, а затем не выдержит ослабленная изоляция. Даже если выдержит, вскоре якорь опять начнет цеплять обмотку. Почему? Потому что при повреждении подшипника обычно повреждается и посадочное место подшипника в крышке электродвигателя. Кроме того получает повреждения и вал якоря.
И что же? Неужели «ремонтники», восстанавливающие электродвигатели, наплавляют, а затем растачивают посадочные места? Нет. Они лишь собирают из нескольких изношенных мотор-вентиляторов один, более–менее работоспособный. За ресурс такого агрегата поручиться никто не может. Между тем, стоимость отремонтированного мотора не намного ниже стоимости нового электродвигателя.
Возьмем еще один важный узел – штифт накаливания. Если он сгорел, то понятно, что его надо менять. Ремонтировать штифты пока не научились. Можно, конечно подобрать штифт подешевле, но надо учитывать то, что в имеющейся «печке» он может попросту не работать. Ведь перед пуском микропроцессор проверяет все системы отопителя на исправность. А об исправности штифта он «судит» по сопротивлению. Его величины у «самопальных» штифтов могут «плавать» довольно сильно. Вот поэтому процессор может не просчитать исправный штифт стороннего производителя. Да и самостоятельная установка даже «фирменного» штифта не всегда может закончиться удачно. Часто бывает так, что в горячке самодеятельные ремонтники забывают про трубчатый ключ, который входит в комплект поставки каждого штифта, и начинают закручивать его ключом рожковым. Между тем, прикладываемый к штифту ключ – одноразовый. Он рассчитан на определенный момент затяжки, после достижения которого разгибается. Рожковым же ключом можно затянуть штифт так, что он уже никогда не отвернется целиком.
Перейдем к горелке. Топливо в нее подается насосом, распыляется через сетку и сгорает. Бывает так, что при разборке обнаруживается неисправность сетки распылителя. Конечно, возникает соблазн заменить только сетку, оставив горелку прежней. Здесь надо учитывать то, что если этот узел пришлось разбирать, то пламя горело длительное время неправильно. Посмотрим на сетку (на рисунке 11). Видно, что в верхней части пламени вообще не было. В середине сетки оно было несколько жарковатым, а горение, скорее всего, происходило при избытке воздуха. В нижней же части факела воздуха не хватало. К каким последствиям может привести такой процесс сгорания видно на фотографиях 9 и 10. И сказать, долго ли проработает отремонтированная горелка, никто не сможет.
На качество пламени очень сильно влияет и топливный насос. На фотографиях 4, 5 и 7 хорошо видно, что для каждой мощности отопителя, для каждого вида топлива у каждого производителя топливный насос свой. Между тем, в магазинах, как правило, очень часто можно встретить так называемый «универсальный» насос, подходящий, как уверяет реклама, к любому типу отопителя. Ну, или почти подходящий. Делов-то всего: переставить топливные штуцера и переделать электрические разъемы. Но и после этого нет никакой гарантии, что подаваемое этим насосом количество топлива будет оптимальным. Электродвигатель, приводящий его в действие, обладает избытком мощности для того, чтобы насос заведомо «потянул» питание самого мощного отопителя, а соответственно, и подача топлива таким насосом избыточна.
Ну, хоть снять–поставить отопитель самостоятельно мы можем? – могут поинтересоваться владельцы техники, которым неохота гнать в ремонт автомобиль целиком. Конечно можно. Но бывает так, что причина ненормальной его работы кроется не в самом отопителе, а в воздуховодах или электропроводке. Может быть так, что вход воздуха засорился, или изоляция где-то оплавилась и пробивает на «массу». На стенде мастерской отопитель, снятый с имеющий подобный дефект машины, будет работать нормально, а при обратной установке снова откажется функционировать.
Возвращаясь к вопросу о том, возможен ли ремонт автономного отопителя вне специализированной мастерской, можно сказать, что, конечно, возможен. Каких-то секретов в его устройстве нет. Но для того, чтобы выполнять эту работу качественно потребуются значительные затраты на запасные части. Собственно, именно они, а не пресловутая «жадность» владельцев мастерских предопределяет высокую стоимость ремонта.
Желающим же сэкономить придется напомнить о том, что в машине с работающей «печкой», как правило, спит водитель. И случись что с ним, ответственность придется нести ремонтникам. Поэтому-то они и не экономят на деталях.