СДЕЛАНО В РОССИИ
Восстановлением шин компания Goodyear занимается очень давно. Ресурс цельнометаллических каркасов современных шин составляет около миллиона километров. Протектор шин изнашивается значительно быстрей. При этом стоимость протектора составляет только 20% от полной цены покрышки. Таким образом, при соблюдении правил эксплуатации шины процесс ее восстановления можно повторять два-три раза. Восстановление шины позволяет достичь существенной экономии для перевозчика, а также уменьшить использования сырья и сократить количество утилизируемых шин.
Для компании Goodyear восстановление шин – предоставление полного спектра услуг и существенный элемент в политике снижения стоимости своей продукции в полном жизненном цикле шины. В компании разработана программа Goodyear Retread, предлагающая автопредприятиям, дилерам решения, позволяющие увеличить экономический потенциал шин в процессе эксплуатации. В понимании Goodyear восстановление шин является частью предложения по сервисному обслуживанию. Поэтому, кроме восстановления протектора, Goodyear осуществляет управление оборотом изношенных шин, предлагает независимым предприятиям оборудование, материалы, технологические процессы для получения высокого качества восстановления. В 2001 г. в Европе Goodyear создала общеевропейскую сервисную сеть TruckForce для обслуживания шин коммерческих автомобилей. В России сервисные центры Goodyear открылись в конце 2008 г.
Запуск восстановленных шин NextTread в России явился начальной составляющей глобальной стратегии Goodyear в сфере коммерческого транспорта, известной как Fleet First. Свою стратегию компания собирается внедрять в России шаг за шагом в течение ближайших нескольких лет. Fleet First – это комплексная программа с системным подходом к проблемам парков коммерческих автомобилей. Идеология Fleet First заключается в минимизации затрат автохозяйств и перевозчиков для улучшения эффективности их работы, благодаря большему вниманию к шинам.
Под брендом NextTread Goodyear предлагает восстановленные шины. Они имеют гарантию четыре года и производятся в соответствии с самыми высокими стандартами. Высокое качество гарантируется оборудованием нового поколения, являющегося частью интегральной системы Next Tread Quality Assurance. Восстановление шин осуществляется Goodyear как «горячим» способом, при котором новый протектор наваривается из сырой резины, так и «холодным» методом, когда готовый протектор приваривается к каркасу шины.
На сегодняшний день в Европе действует несколько заводов Goodyear по горячему восстановлению шин. Goodyear планирует открыть новые заводы в Польше и Словении. Метод «горячего» восстановления более эффективен с экономической точки зрения, так как для восстановления протектора используется сырье, а не изготовленный новый протектор. Однако из-за высокой стоимости оборудования завод по наварке шин рентабелен при больших объемах производства. Обычный европейский завод Goodyear имеет производительность 100 тыс. шин в год, а построенный недавно завод на западе Германии даже 250 тыс.
«Холодное» восстановление шин целесообразно для небольших предприятий. Goodyear предлагает несколько видов материалов для «холодного» восстановления: кольцевой протектор UniCircle, полосу протектора с «крыльями» UniWing и самый простой – плоский протектор Unitac.
Простота использования протекторной ленты Unitac заключается в том, что не требуется сложного шерохования. В отличие от этого способа для протектора UniWing выполняется сложное шерохование с использованием специального станка с программным обеспечением, содержащим информацию о форме каркаса шин различных моделей. Благодаря «крыльям», охватывающим каркас, протекторная лента UniWing лучше держится на каркасе.
При использовании кольцевого протектора UniCircle, заходящие на боковины крылья можно сделать еще более развитыми. Это актуально для прицепных шин, подвергающихся значительным боковым нагрузкам при повороте автопоезда. Кроме этого отсутствует стык протекторной ленты, а значит: рисунок протектора полностью совпадает, отсутствуют локальные напряжения. Восстановление кольцевым протектором UniCircle актуально для эксплуатации шин на плохих дорогах.
По прогнозу директора Goodyear по восстановлению шин в Европе, Ближнем Востоке и Африке господина Хуберта Моке, рынок восстановленных шин в регионе его ответственности составляет свыше 8 миллионов шин и будет развиваться в течение ближайших нескольких лет. Преимущественное развитие получит метод «холодного» восстановления. В настоящее время «горячее» восстановление преобладает в странах Западной Европы. Это обусловлено высокой интенсивностью автомобильных перевозок в этом регионе. В странах Восточной Европы рынок восстановленных шин поделен примерно поровну. Еще восточней Хуберт Моке видит сильный рынок «холодного» восстановления.
Стратегия продвижения восстановления шин в России, как и на других развивающихся рынках, начинается с покрытия территории: после проведенного анализа, в рамках программы NextTread Partner, создаются сеть авторизованных Goodyear предприятий по восстановлению шин.
Перед сертификацией производства проводится обучение персонала и техническая экспертиза, поставка полной линейки материалов для холодного «восстановления». Goodyear предлагает партнерам свои лучшие продукты, осуществляет операционную поддержку. Она предусматривает техническое обслуживание оборудования, качественный ремонт. При этом Goodyear предоставляет партнерам свободную концепцию бизнеса, не связывая эксклюзивными контрактами. Компания поддерживает партнеров в управлении контролем каркасов, развивает с ними бизнес в предоставлении комплексного решения: новая шина, восстановленная, сервис.
В рамках программы по территориальному покрытию Goodyear на первом этапе запущено три завода в Центральной и Западной европейской части России (Москва, Санкт-Петербург, Самара). На втором этапе должно обеспечиваться покрытие Южной европейской части и Урала (Ростов-на-Дону, Екатеринбург). Расширение сети локальных заводов по восстановлению шин позволит сократить срок от сдачи каркасов до получения восстановленной шины.
Линейка восстановленных шин NextTread будет представлена четырьмя самыми востребованными размерами: 315/80R22.5, 315/70R22.5, 295/80R22.5, 385/65R22.5. Для восстановления дальнорейсовых шин предназначены протекторы NT LHDII и NT LHT (аналоги новых шин Goodyear Marathon LHDII и Marathon LHT). Для региональных шин NT RHDII и NT RHT (аналоги новых шин Goodyear Regional LHDII и Regional LHT).
Выпуск первой шины под маркой «Goodyear NextTread Сделано в России» официально состоялся 22 декабря 2010 г. в поселке Зеленовка (г. Тольятти) в ходе торжественной церемонии. Здесь располагается завод по восстановлению шин «Поволжской шинной компании».
Завод оснащен самым передовым оборудованием различных производителей. Отбор каркасов, годных к восстановлению, осуществляется на трех постах, объединенных в технологическую цепочку. На первом станке осуществляется визуальный осмотр шины. Перед началом осмотра на каждую шину заводится паспорт, куда вписывается ее номер. Таким образом, шина – не обезличенный продукт, а изделие, привязанное к документам. В паспорт заносятся все выявленные дефекты.
Если визуальный осмотр успешно пройден, шина попадает на следующий станок, где осуществляется ее контроль под давлением. Шина герметизируется с боков дисками и накачивается воздухом. Визуально определяется наличие грыж, а проколы определяются по падению давления.
После этого шина поступает на операцию по ширографии. Ширография позволяет увидеть оператору состояние элементов шины, выявить расслоение, усталостные повреждения корда каркаса. Станок в автоматическом режиме производит сканирование шины и выводит на монитор компьютера 27 снимков. Поверхность шины обычного размера делится на девять секторов. Для каждого сектора делается снимок протекторной части и снимки каждой боковины. Сделанные снимки сохраняются в памяти компьютера. Проверка одного колеса занимает 5-7 минут. Время, затраченное на ширографию, зависит от размеров шины. В случае если оператор не выявил скрытых дефектов, шина допускается к восстановлению.
Производственный процесс по нанесению нового протектора начинается с шерохования – удаление старого подпротекторного слоя и подготовка поверхности для следующих технологических операций. Шина устанавливается на станке и накачивается. Это придает ей необходимую для обработки жесткость. Снятие остаточного слоя протектора производится в полуавтоматическом режиме. Оператор выбирает программу работы станка в соответствии с моделью обрабатываемой шины. Станок оснащен лазерным устройством, позволяющим проводить шерохование в автоматическом режиме. После обработки поверхности для нанесения протектора приступают к обработке боковин. Эта операция происходит в ручном режиме. Во время операции шерохования снимается 4-5 кг высококачественной резины, которая превращается в крошку. В Европе резиновая крошка (резиновый гранулят) находит свое применение. Он используется в дорожных и прочих покрытиях.
После шерохования шина устанавливается на подвесном конвейере и поступает на пост для ручной обработки порезов и повреждений. Имеющиеся повреждения расширяются и зачищаются. Эта операция выполняется пневматическим инструментом с целым арсеналом фрез, щеток и шероховальных дисков.
Далее шина попадает в полузакрытую напылительную камеру, где на обработанные поверхности ручным пульверизатором наносят слой специального раствора, предохраняющего от окисления и улучшающего адгезию. После того как раствор подсохнет, расчищенные «кратеры» заполняются сырой резиной ручным экструдером, оснащенным подогревом.
Для выполнения следующей операции каркас покидает конвейер и попадает на многофункциональный станок. Во-первых, он исполняет роль стационарного экструдера и служит для нанесения на протекторную поверхность слоя сырой резины. Во-вторых, поступающая полоска сырой резины раскатывается по форме прилегания нового протектора с определенной толщиной. Прикатывание подпротекторного слоя сырой резины позволяет удалить из-под нее воздух. Теперь каркас готов к прикатыванию протекторной ленты. Эта операция происходит на этом же станке. Протекторная лента раскладывается на конвейерном столе и под присмотром оператора подается под прикаточный ролик. Для надежности концы ленты скрепляются степлером и будущая шина покидает станок.
Шине предстоит процесс вулканизации. Чтобы он прошел успешно протекторную ленту следует надежно и с определенным усилием прижать к каркасу. Функцию обжимного устройства выполняет атмосферное давление. Для этого неиспеченную шину «пеленают» в энвелопы – специальные резиновые оболочки. На этом этапе на боковину шины устанавливается накладка. На ней отображена маркировка шины, а также наборными цифрами наносится серийный номер. После упаковки колеса в энвелопы из образовавшегося конверта выкачивают воздух.
Партию подготовленных таким образом колес помещают в автоклав, где колесо при температуре немногим выше ста градусов спекается в течение четырех с половиной часов. При этом поддерживается разность давлений внутри конверта из энвелопов и в автоклаве. Этим занимается автоматика автоклава. После снятия энвелоп шина снова поступает на ширографию для проведения финальной инспекции.
Завод в Зеленовке ООО «Поволжской шинной компании» работает уже два года. Предприятие способно производить до 4 тыс. шин в месяц. Главной проблемой восстановления шин в России был и остается дефицит изношенных покрышек, каркас которых годен к восстановлению. По словам директора по продажам ООО «Гудиер Раша» Алексея Платова это связано с низкой культурой эксплуатации шин.
Восстановление шин как предоставление услуги, направленной на снижение эксплуатационных затрат перевозчика, создает экономический рычаг для прививания этой самой культуры.
Компания Goodyear вместе с российскими партнерами предоставили перевозчикам возможность восстановить их шины с качеством, отвечающим мировым стандартам. Теперь дело за автохозяйствами. Goodyear проверять давление в каждой своей шине не в состоянии, это должно делаться в парках.