ЕЗДА ПО КАРТОЧКАМ
Следует быть внимательным и тем, кто приобретает новую технику. Уже зафиксировано несколько случаев, когда недобросовестные отечественные производители по-прежнему комплектовали грузовики и автобусы аналоговыми контрольными устройствами. Даже если оснащенное аналоговым тахографом транспортное средство и удавалось поставить на учет, ездить на нем получалось лишь до первой серьезной проверки.
ЗАЧЕМ НУЖНА «ЦИФРА»?
Решение о переходе на нее вполне назревшее. Конечно, на диске тахограммы всегда можно увидеть нарушения режимов труда и отдыха, Правил дорожного движения. Но запись существует не только для инспектора. Пользуясь ею, специалисты технического отдела предприятия могут производить анализ эффективности использования рабочего времени, причин перерасхода топлива, опозданий. И если водитель частник и так знает «узкие места» своего бизнеса, то выявлять их на большом предприятии – довольно трудоемкое занятие. Немалая часть этой работы связана с переводом «нарисованных» на «шайбе» данных в цифровой вид.
С карточками все гораздо удобнее. Данные с нее могут обрабатываться сразу и использоваться отделом по БД, бухгалтерами и экономистами, минуя этап расшифровки. Цифровой тахограф более надежен. Ведь многие нарушения в работе аналоговых приборов связаны с неисправностями «механической части», которой в цифровом приборе просто нет. Карточка удобна в обращении. Вставлять-вынимать ее гораздо быстрее и удобнее, чем бумажный диск. Не боится карточка и грязных рук, в разумных пределах, конечно. Все знают о необходимости возить с собой тахограммы за период последних 15 дней. Это не вполне удобно. На карточке же данные сохраняются за период до 28 рабочих дней. А в памяти прибора и того больше – до 1года.
Тем, кто желает работать по «КЗоТу» тахограф не помеха, а помощник. Никто не сможет заставить водителя транспортного средства, оборудованного действующим цифровым контрольным устройством, работать по 18 часов в сутки и устраивать гонки. Да и «частникам», наверное, не стоит устанавливать новые рекорды продолжительности езды. Разбитых машин, попавших в аварию из-за переутомления водителя, валяется по обочинам дорог более чем достаточно.
Многие перевозчики, пользуясь слабым контролем, не применяют тахографы при осуществлении междугородних перевозок грузов, и напрасно. Во-первых, поблажки скоро кончатся и к применению цифровых контрольных устройств надо привыкать уже сейчас. Во-вторых, тахограф сможет многое рассказать руководителю предприятия о том, как водители эксплуатируют технику и используют свое рабочее время. Кончено, с его помощью нельзя следить за транспортом в режиме реального времени. Но зато, в отличие от спутниковых навигационных систем, цифровое контрольное устройство работает полностью автономно, не зависит от наличия сигнала со спутника и не требует абонентской платы. Немаловажным фактом является и то, что запись, сделанная им, является документом и может быть рассмотрена в качестве доказательства при разборе аварии. В спорных случаях тахограф поможет дисциплинированному водителю, доказав отсутствие превышения скорости, но может и наказать любителей перерабатывать.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Что делать владельцу транспортного средства, если ни цифрового тахографа, ни карточек к нему нет?
Прежде всего, следует обратиться в организацию «РусТахонет», уполномоченную Минтрансом РФ решать все вопросы, связанные с контрольными устройствами. На ее сайте имеются списки мастерских, уполномоченных устанавливать и ремонтировать цифровые контрольные устройства. Эти мастерские обладают необходимыми условиями и оборудованием, а их работники прошли обучение и имеют право работать с цифровыми контрольными приборами. Шильдик таких мастерских признается во всем мире.
Сам процесс «инсталляции» цифрового контрольного устройства не очень сильно отличается от установки тахографа «аналогового». Также требуется установить импульсный датчик скорости, обеспечить прибор независимым от выключения «массы» питанием. Если же цифровой тахограф устанавливается взамен вышедшего из строя механического, объем работ несколько уменьшается. Но в любом случае, лучше отвести на нее один день. Карточку водителя можно получить также в «РусТахонете». На сайте этой организации подробно описаны необходимые действия и список предоставляемых документов. Карточка водителя выдается в течение 15 дней со дня обращения и действует в течение трех лет.
Бывают ситуации, когда тахограф уже установлен, а карточки водителя еще не получены. В таком случае можно эксплуатировать транспортное средство без них. Цифровой тахограф может выдать распечатку за любой срок.
Работа с цифровым контрольным прибором имеет свои особенности. Обе карточки, водителя и его напарника вставляются в соответствующие боксы в корпусе устройства. Так же, как и на бумажные диски, на них могут быть записаны данные о времени работы, времени управления транспортным средством, скорости. Если водитель передает руль своему напарнику, то следует поменять местами и карточки. Все, как и в аналоговом тахографе, только проще и быстрее.
Не стоит забывать списывать данные с карточки. Ее память не безгранична. Сделать это можно как на «родном» предприятии, так и в мастерских, занимающимися тахографами, расположенных во всей Европе. При этом данные с карточки автоматически поступают на предприятие, на котором работает водитель, а данные на ней обнуляются. Что делать, если при проверке потребуются данные за «стертый» период Вы уже знаете. Можно распечатать чек, а можно обратиться к памяти прибора. Ее «чистить» надо гораздо реже – раз в три месяца.
А если контрольное устройство только что установлено; или водитель работает второй день после отпуска, болезни; или получил карточку лишь неделю назад? Никто не будет требовать данные о поездках, которых не было. Достаточно лишь предоставить соответствующий документ, например – выписку из приказа о предоставлении отпуска или о приеме на работу.
Кроме карты водителя существует еще карта мастерской, при помощи которой можно производить инсталляционные, калибровочные и ремонтные работы; карта инспектора, позволяющая увидеть нарушения режима труда и отдыха, превышение скорости и карта предприятия, с помощью которой владелец может видеть все нюансы использования техники, но не может вмешиваться в настройки контрольного устройства.
ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?
Цифровой тахограф, а если точнее, то «цифровое контрольное устройство» по своим «тактико-техническим характеристикам», удобству пользования для водителей и владельцев транспорта, надежности оставил механические приборы далеко позади. А нужен или нет контроль над работой водителей на страницах журнала спорить бесполезно. Этот вопрос за нас уже решило правительство.