ТАКИЕ ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ
Сейчас же, когда все контрольные операции за водителя выполняет компьютер, кажется, что в моторном отсеке так часто делать нечего. По крайней мере, каждый день.
Отчасти это верно. Действительно, и перед запуском двигателя и в процессе работы ЭБУ двигателя контролирует такие важные параметры как наличие и температура охлаждающей жидкости, масла, его давление. Но, если компьютеру что-то не понравилось, он может просто-напросто заглушить двигатель, оставив водителя гадать о причине неисправности.
Американская концепция эксплуатации грузовых автомобилей подразумевает узкую специализацию исполнителей. Дело автомеханика чинить грузовик, дело водителя – на нём ездить. А поскольку водителю вовсе не обязательно обладать знаниями механика, да и большая часть его внимания прикована к дороге, считается, что он не всегда может заметить выход эксплуатационных показателей за допустимые пределы. Ничего страшного, в таких случаях водителю на помощь придёт автоматика. Она примет необходимые меры, вплоть до остановки двигателя.
Но то, что у в Америке благо, у нас может вылиться в неожиданную остановку в самом неподходящем месте – на мосту, перекрёстке, переезде или просто на зимней пустынной дороге, в 50 километрах от ближайшего населенного пункта.
Как правило, большинство водителей в таких ситуациях совершенно беспомощны. А ведь подобных случаев можно избежать.
Рассмотрим, как действует защита двигателя от аварии у тягачей производства США. Конкретные типы двигателей рассматривать не будем, поскольку принцип действия защиты у них одинаков.
Перед запуском двигателя водитель может видеть, как отклоняются до предела вправо и возвращаются на своё место стрелки приборов. Это один из признаков того, что идёт «предстартовая» проверка. Проверяются, конечно, не только указательные приборы, но и многочисленные датчики двигателя. Наиболее «ходовые» из них – датчик уровня охлаждающей жидкости, датчик её температуры, датчик уровня, давления и температуры масла. Контролируется также температура и давление нагнетаемого воздуха.
Если какой-нибудь датчик неисправен, то ЭБУ принимает решение, что не сможет обеспечить надёжную работу двигателя и не разрешает пуск. А что значит «датчик неисправен?» В большинстве случаев это означает то, что перетёрся проводок, идущий к датчику, или окислился разъём. Вот возможные причины незапуска двигателя, которые достаточно легко предотвратить. Но нам всё некогда…
После проверки, если все системы двигателя и датчики, о которых мы сейчас ведём разговор, исправны, происходит запуск. Опрос датчиков с целью контроля эксплуатационных параметров начинается через полминуты после запуска. Для чего это делается? Для того, чтобы в системе успело появиться давление масла. Если давление масла есть, и его значение находится в установленных параметрах, двигатель продолжает работать на режиме прогрева, с ограничением максимальных оборотов. Продолжительность этого режима зависит не от достижения определённых значений температуры охлаждающей жидкости, а от разности её с температурой наружного воздуха. Понятно, что при очень низкой наружной температуре двигатель никогда не прогреется на холостом ходу, поэтому тут даётся «послабление».
Наконец двигатель прогрелся, можно ехать. Как и во время прогрева, ЭБУ в числе прочих параметров постоянно контролирует давление, температуру масла, наличие и температуру охлаждающей жидкости. Допустим, у нас ушёл антифриз или упало давление масла. Уровень защитных действий в таком случае изначально задаётся настройками ЭБУ двигателя. По желанию клиента это может быть: подача звукового и светового сигнала без ограничения мощности; возможность продолжения работы двигателя с ограничением по мощности, и третий – сигнал водителю с последующей через 30 секунд остановкой двигателя. А поскольку большинство эксплуатирующихся у нас тягачей из США первоначально приобретались крупными транспортными компаниями, для эксплуатации их водителями – «наездниками», как правило, такой вариант наиболее распространён.
Мера эта действенная. Ремонтировался у нас один частный владелец тягача «Kenworth» с двигателем «Caterpillar». Обычный капитальный ремонт. Как это часто бывает, владелец экономил на мелочах. Несмотря на рекомендации механиков, по настоянию клиента были установлены старые патрубки системы охлаждения, на вид вполне ещё пригодные. Через несколько дней после сборки один из них не выдержал трудностей жизни и разорвался. Антифриз вышел, загорелась сигнализация, прозвучал звуковой сигнал. Водитель всё понял правильно, и за 30 секунд, которые даются программой управления для того, чтобы успеть убраться с опасного места, безопасно припарковался. Двигатель, проработав без охлаждающей жидкости ровно полминуты, не пострадал. Если всё же двигатель уже остановился, а машина не успела покинуть опасную зону (переезд, например), то можно продлить ему срок работы ещё на полминуты, нажав специальную кнопку. Правда, при этом гарантии сохранности двигателя уже никто не даст. Но «влететь» на ремонт, возможно даже на капитальный, всё же лучше, чем вплотную «познакомиться» с поездом.
За остановку двигателя в случае отсутствия охлаждающей жидкости отвечает датчик уровня охлаждающей жидкости, стоящий в расширительном бачке. Именно антифриза, а не воды. На воду в расширительном бачке датчик не реагирует. Поэтому, неприятности с принудительной остановкой двигателя могут быть и у тех, кто не поддерживает рекомендованную концентрацию.
Вот так работает защита двигателя на американских грузовиках. Её присутствие оправдано, не однажды она спасала владельцев техники от крупных неприятностей.
Тем же, кто не ленится иногда опрессовывать радиатор, контролировать систему охлаждения на предмет наличия и качества охлаждающей жидкости, а также на возможность утечек, никакие неприятности не страшны. Ну, а чтобы не оказаться жертвой «системной ошибки», стоит иногда проверить провода, идущие к датчикам.
Сложнее обстоят дела с отечественной техникой, оснащённой американскими двигателями. Самый наглядный пример тому – автобусы «ЛиАЗ» с двигателем «Caterpillar 3126». Приборы на автобусе стоят отечественные, принимающие сигнал от отечественных же датчиков, в то время как ЭБУ двигателя судит о его состоянии по сигналам, поступающим от собственных датчиков. Получается потенциально опасная ситуация – 2 комплекта датчиков на одном двигателе. Один для водителя, другой для компьютера. Может быть так, что хотя мигает контрольная лампочка «проверь двигатель», сигнал на которую поступает с блока управления, водитель, смотря на «свои» приборы, видит, что всё нормально и продолжает ехать, пока двигатель принудительно не остановится.
Известно, что стрелочные «аналоговые» указатели могут ошибаться в результате замыканий в щитке приборов. Случается, что разница между показаниями датчиков ЭБУ двигателя и датчиков отечественных происходит по причине низкого качества тарировки последних. Прибор же, показывающий то же давление масла в кабине автомобиля производства США, получает это значение не от датчика напрямую, а от блока управления двигателем. Поэтому, если горит лампа «проверь двигатель», всё-таки следует это сделать. Первоначальную причину можно узнать по миганию контрольной лампы. И хотя причину того же понижения уровня охлаждающей жидкости или хронического перегрева двигателя всё равно придётся искать, куда удобнее это делать самостоятельно добравшись до сервиса, а не прямо на дороге.
В заключение хочу ещё раз напомнить, что все неприятности с внезапным срабатыванием защиты и остановкой двигателя как правило, бывают у тех, кто ленится хоть иногда заглядывать под капот. Относитесь внимательно к своему грузовику, соблюдайте графики ТО и ЕО, тогда он отплатит вам годами надёжной работы.