ПОД КОЛПАКОМ
Сравнительно недавно о том, что такое тахограф, у нас в стране знали только причастные к касте «международников». Но с появлением на внутреннем рынке подержанных импортных грузовиков с ним познакомились и «невыездные» водители. И судя по всему, торчать «бесполезной игрушкой» на машинах, даже не совершающих международных рейсов, тахографам осталось не долго. Уже сейчас они обязательны к применению на междугородных автобусах. Также тахографами должны быть оснащены все автомобили полной массой более 15 т, выпущенные после 1 января 1998 г., с числом мест более 20. По приказу Минтранса применять их следует и в том случае, если перевозка выполняется с выездом из региона приписки. Правда, большинство водителей в нашей стране к Минтрансу никак не относятся и не должны выполнять его указаний…
Судя по всему, вольготная жизнь без тахографов скоро закончится. «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», действующее во всех странах Евросоюза, к которому наша страна присоединилась очень давно, гораздо жестче «минтрансовского» приказа. Согласно ему, тахографы должны использоваться на всех грузовых автомобилях полной массой выше 3,5 т и автобусах за исключением специальных, аварийных, военных машин, грузовиков, участвующих в ликвидации стихийных бедствий, перевозящих цирковое и ярмарочное оборудование. Не нужны тахографы и европейским молоковозам. Видимо, потому, что если везти молоко по Правилам, то оно успеет прокиснуть…
Для автобусов исключений гораздо меньше. Тахограф не обязательно применять на машинах вместимостью менее 9 человек, включая водителя, и на маршрутных автобусах, следующих на расстояние до 50 км от места приписки.
У водителя при проверке могут потребовать предъявления тахограммы за текущую неделю и последний день недели, предшествовавшей поездке. Не так давно в особо продвинутых странах стали требовать предъявлять тахограммы за две недели. Причем неделей считается не любые семь дней, а время с 00.00 понедельника по 24.00 воскресенья.
Нас эти строгости пока не касаются. Значит ли это, что водители, работающие «по месту», могут вообще забыть про наличие тахографа на своих машинах? – Нет. Во-первых, тахограф, стоящий на месте спидометра, по-любому должен использоваться для определения скорости. Во-вторых, электронные системы современных автомобилей подвязаны на него, и о фактической скорости машины блок управления судит по сигналу от тахографа. Без него машина может или вообще не работать, или двигаться в аварийном режиме. Самая маленькая неприятность, которая ждет водителя современного грузовика в случае неисправности тахографа, – хроническая ошибка спидометра. Да и в Правилах дорожного движения, в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, четко сказано, что каждый автомобиль должен иметь в исправности предусмотренный его конструкцией спидометр либо тахограф.
Какой же тахограф считается исправным? Тот, который утвержден к использованию на автотранспорте Госстандартом и имеет действующее свидетельство о проведении метрологического контроля или поверительное клеймо. Для каждого типа прибора интервал между проверками свой. Например, проверка тахографа Kienzle 1318 действительна в течение одного года, а клеймо Kienzle 1324 действительно в течение двух лет.
Произвести поверку, а при необходимости и ремонт тахографов можно в специализированных мастерских. Что же касается утвержденных к применению у нас марок тахографов, то их не так много. Это цилиндрический Kienzle 1318, устанавливаемый заводами вместо спидометра, и Kienzle 1324, выполненный в виде отдельного модуля (производства Германии или Чистопольского завода VDO автомобильные компоненты). Еще у нас разрешены к использованию британские приборы: цилиндрический Veeder-Root 8400 и похожий на магнитолу Veeder-Root 2400. Ещё по просторам России можно ездить с отечественным ДТ-10. Из цифровых тахографов, которые сейчас активно внедряются в Евросоюзе, у нас в стране пока не утвержден ни один.
Получается странная ситуация: производитель оснащает на заводе автомобиль тахографом, а использовать его внутри нашей страны невозможно. Официальным дилерам в таком случае рекомендовано заменять приборы при предпродажной подготовке. Нередко тахограф приходится менять или устанавливать, если грузовик прибыл из страны, где их вообще нет или их использование не предусмотрено. Например, в Америке роль тахографов играют заполняемые самим водителем бортовые журналы. На азиатских автомобилях тахографов либо нет, либо типы установленных приборов не одобрены к использованию ни у нас, ни в Европе. Впрочем, периодической поверкой работы с тахографом далеко не исчерпываются.
Владельцам седельных тягачей хорошо известен способ уменьшить высоту седельно-сцепного устройства. Достаточно поставить шины меньшего размера. Мало кто задумывается, что при этом «поплывут» значения скорости, указываемой спидометром, и соответственно её отображение на тахографе. Ведь она определяется исходя из частоты вращения вторичного вала коробки передач. Маленькие колёса, чтобы машина ехала с прежней скоростью, должны крутиться быстрее. И если водитель привык держать максимально разрешенную на автомагистрали для грузовых автомобилей скорость в 90 км/ч, он будет либо ехать медленнее при такой же скорости, указываемой прибором, либо, фактически двигаясь со скоростью в 90 км/ч, мириться с записью на диске большей скорости, что не есть хорошо при возможных проверках.
Примерно то же происходит при замене изношенных колес на новые. Определить, в какой степени будет врать прибор, можно, помня, при каком диаметре колес производилась калибровка тахографа. Какой-то сверхточности не требуется. Достаточно рулетки. Например, мы знаем, что во время проверки тахографа наружный диаметр шин был 90 см. Поменяли колёса – стал 95. То есть чуть больше 5%. В точности настолько вырастет и скорость в сравнении с показаниями стрелки прибора. Вот почему необходимо следить за диаметром колёс и калибровать тахограф при необходимости.
Ломается любая техника, и тахографы – не исключение. Поломки этого прибора можно условно разделить на «внешние» и «внутренние». Бывает, что тахограф ничего не пишет, а спидометр ничего не показывает. Значит, скончался датчик скорости либо провода, идущие от него. Возможно также, что на датчик либо на сам прибор не подается питание. Устранить такие причины по силам водителю. Не помешает проверить и предохранители в машине. Только не стоит пытаться измерять сигнал от датчика скорости. Он выдает «на гора» не постоянный ток, а импульсы. Больше их частота – больше скорость.
На показания тахографа, правда, в некоторой степени влияет состояние ходовой части автомобиля, рулевого управления, отсутствие люфтов в реактивных тягах мостов. В общем, если прибор начал привирать, не обязательно дело в нем. Но повторюсь: определить и устранить большинство «внешних» причин нам под силу.
Бывает и так, что тахограф не пишет скорость, время или какие-то режимы труда водителя или врет так, что при 60 км/ч показывает скорость правильно, на меньшей скорости показывает меньше, на большей же – больше. Это уже причины внутренние. Сгорело или отвалилось какое-нибудь сопротивление, пропало питание на моторчике часов, сломался или заклинил самописец. Тут придется ехать на сервис. Самолечением заниматься не стоит. Сам прибор не сложен, и разобрав его, каждый водитель определит, какие детали за что отвечают. Ну а дальше? Дальше потребуется специальный тестер…
После ремонта тахограф проверяют сначала на стенде, при помощи специального тестера подавая в него сигналы, соответствующие 20, 40, 60, 80, 100, 120 и 125 километрам в час, имитируя разгон, движение на них и замедление. Если прибор правильно указывает скорость, проверяется правильность записей на диске. После этого следует проверка на автомобиле. Определяют количество импульсов, которое датчик скорости выдает на определенной, строго отмеренной дистанции, в прибор вводится поправочный коэффициент. Только после этого водитель получает заветный шильдик и акт. Кстати, при плановой проверке раз в два года последовательность действий такая же. Как правило, при проверке выползают и разные незаметные в эксплуатации неисправности.
Все сказанное касается приборов, находящихся в эксплуатации, и автомобилей, изначально предназначенных для работы с тахографом. Но немало машин, скажем, совершающих рейсы в дружественную Белоруссию, тахографом не были оборудованы. Требуется устанавливать тахограф и на междугородные пассажирские автобусы, включая «газели». Так что же, для «американцев» закрыта Белоруссия, а «Газель» нельзя использовать для междугородных перевозок? Эти проблемы решаемы.
Прежде всего оборудование транспортного средства тахографом не является «внесением изменений в его конструкцию». Ведь штатный спидометр и датчик скорости остаются на своих местах. Тахограф же легко можно снять-поставить. Потому это – установка дополнительного оборудования.
Хорошо, если речь идет просто о замене модели прибора. В таком случае к нему уже подведено электропитание, имеется датчик скорости. Если же нет, то здесь обычно и возникают проблемы. Хотя обеспечение непрерывного питания тахографа даже при выключенной «массе» решается прокладкой дополнительного кабеля, сделать это аккуратно требует немалых затрат времени. А вот установка импульсного датчика скорости отнюдь не проста. Особенно это касается автобусов. На фоне этих подвигов трудности по расположению тахографа в кабине кажутся несерьезными. Учитывая, что при этом штатный спидометр грузовика остается на своем месте, установить тахограф можно где угодно. На снимке видно, какое место нашлось для цилиндрического тахографа Kienzle 1318 в «американце». Его выбрал сам водитель. Ну а то, что для работы с тахографом нужно поворачиваться, – не слишком большой недостаток. Как уже говорилось, штатный спидометр грузовика остался на своем месте, и тянуться к тахографу надо только для работы с «шайбой».
«Круглый» прибор, имеющий шкалу спидометра, более чем в полтора раза дешевле «квадратного» Kienzle 1324, хотя и занимает больше места. Именно поэтому он пользуется наибольшей популярностью среди водителей. Тахограф, а тем более подержанный, самостоятельно покупать не стоит. Ведь для оборудования им машины нужен не только сам прибор, но и импульсный датчик, экранированные соединительные кабели, крепеж…. Как видно, в списке необходимого для установки оборудования сам тахограф занимает хотя и главное, но далеко не единственное место, и в каждой уважающей себя мастерской все эти датчики, провода да и сами приборы должны быть обязательно. Планируя же время, необходимое для установки, рассчитывайте на один день.
Ну вот. Тахограф установлен и работает. Что дальше? Начинаем жить «по правилам».