ЗАПЧАСТИ ДЛЯ МАЗОВ
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Не стоит долго говорить о том, что время от времени возникает ситуация, когда детали, выработавшие свой ресурс, необходимо заменить на новые. И замену эту лучше всего сделать на детали хорошего качества, которые будут служить долго. Поэтому многие стараются купить такие же комплектующие, которые поставляются на конвейер автозавода. По крайней мере, это не самые плохие детали. Если завод будет монтировать на машины сплошной брак, то скоро разорится. В настоящее время 80% деталей и узлов грузовиков МАЗ производится на заводах, входящих в ПО «БелАвтоМАЗ». Что касается комплектующих, используемых для продукции Минского автозавода, замечу, что работа над их качеством, проводится постоянно и целенаправленно.
Разумеется, в фирменных центрах МАЗа детали оригинальные, то есть такие, какие используются и в производстве. В Москве находится оптовый склад, который снабжает 49 сервисных станций российских дилеров и более 70 магазинов, входящих в автокомпонентную сеть МАЗ. В планах сервисно-сбытового центра автозавода создание подобного терминала в Казахстане. Он обеспечит запчастями к МАЗам всю Среднюю Азию.
Продажа запчастей для грузовиков через розничную торговлю, видимо, можно причислить к чисто нашему бизнесу. В Европе как-то не прижилась идея самостоятельного ремонта большегрузных машин. Там избалованные водители привыкли все доверять профессионалам с фирменной сервисной станции. Впрочем, не суть важно, кто заменит деталь на грузовике, это, в общем-то, скорее вопрос экономии средств. Главное – качество этой самой детали. Согласитесь, вряд ли водитель будет спокоен, зная, что в его автомобиле есть ответственные части, изготовленные промышленными пиратами.
Подделки, имеющие лишь внешнее сходство с оригиналом и не соответствующие техническим требованиям, долго служить не будут. Как правило, стремясь как можно больше заработать, пираты используют материалы плохого качества, нарушают технологию изготовления. Низкое качество поддельных деталей наносит урон как репутации автомобильной марки, так и кошелькам владельцев транспортных средств.
ПОДДЕЛКИ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ И НЕ ТОЛЬКО
Думаю, я не открою Америку, если скажу, что в Китае производят огромное количество поддельных деталей. Причем там воспроизводят все защитные атрибуты: чеканку, голограмму, упаковку. Если бы автодетали делали в КНР из качественных материалов и с соблюдением всей технологической цепочки, то их цена была бы такой же или даже немного большей, чем у оригинальных.
Китайские пираты относятся к едва ли не к самым наглым. Однако они не одиноки. «Промышленным бандитизмом» занимаются небольшие российские и украинские механические заводы. Проблема не так проста, как кажется, и имеет исторические корни.
В начале 80-х годов на некоторые украинские и российские предприятия передали производство осей, балок и других деталей 500-й серии МАЗ. Все это происходило под управлением Минавтопрома СССР. Минчане передали документацию, оснастку, штампы и постоянно контролировали качество выпускаемых комплектующих. Детали производились по технологиям и по требованиям Минского автозавода. Они применялись как на сборочных конвейерах МАЗа, так и реализовывались ремонтным заводам по всему Советскому Союзу. Позднее, в 90-х годах, эти заводы остались без заказов и продолжили начатое дело, но уже без каких-либо официальных соглашений с Минском.
Сегодня конвейер в Минске работает без участия этих поставщиков, но грузовики старых серий все еще на ходу, поэтому спрос на запчасти хоть и небольшой, но остается. Как же именовать теперь эту продукцию? Да, когда-то она официально носила бренд МАЗ, а сейчас качество материала и производственная технология контролируются только самим независимым изготовителем. В некоторой степени это тоже контрафакт.
В чем же главная причина появления поддельных деталей? Это дефицит по тем или иным позициям запчастей, который существует на рынке в данный момент. Именно отсутствие определенных деталей и узлов побуждает крупных продавцов искать «обходные» решения, чтобы заполнить пробелы на рынке. Поэтому для автопроизводителя желательно правильно рассчитать объем рынка запчастей, создать систему больших и малых региональных складов, а также заставить менеджеров всех звеньев быстро реагировать на заявки клиентов.
Такая тактика, взятая недавно на вооружение Минским автозаводом, дала свои плоды и позволила увеличить объемы производства запчастей на основе фактической информации. Тем самым удалось сократить дефицит и упредить массовое появление контрафакта в больших количествах.
КАК ОТЛИЧИТЬ ОРИГИНАЛ ОТ ПОДДЕЛКИ
Основным принципом борьбы с контрафактом руководство белорусского предприятия считает четкое брендирование магазина или сервисной станции.
Для этого был выработан ряд требований к фирменному стилю торгующей компании таким образом, чтобы постоянно прослеживалась визуализация марки МАЗ. Идея в том, что автовладелец должен найти официального дилера МАЗа или магазин, включенный в товаропроводящую сеть завода, где он и купит оригинальную деталь.
Повторим, что именно в таких магазинах и автоцентрах с большой долей уверенности можно приобрести качественные запчасти, и неважно, будут ли они в упаковке или нет. Потому что это фирменная сеть – это тот самый МАЗ!
Мы не употребили словосочетание «гарантированно приобретет», так как минчане отдают себе отчет в том, что в их партнерской семье все еще «не без урода». Да, в этой схеме остаются слабые места. Встречаются безответственные и особо жадные фирмы, которые, используя свое положение официального дилера МАЗа, иногда подсовывают потребителям контрафакт. Борьба с такими нечестными бизнесменами ведется и будет активно продолжаться. Проводятся проверки без предупреждения. Выявленные поддельные запчасти на прилавках и складах автоматически приводят к разрыву партнерских отношений автозавода с беспринципными торговцами. К тому же МАЗ будет стараться довести до сведения всех представителей отрасли название и местоположение компании, торговавшей поддельными запчастями.
Очень важный признак, отличающий подделку от оригинала, – это цена. Большинству читателей уже давно известно, что все «фирменные» товары, предлагаемые по скромной цене, во-первых, не являются таковыми, а во-вторых, долго служить не будут. Если вы знаете порядок цен на то, что ищете, то малая стоимость должна навести на размышления: не пойдет ли такая щедрая скидка во вред стальному коню?
Следующий аспект – упаковка и этикетки. Как сейчас происходит торговля запчастями? Региональный дилер МАЗа составляет заявку на детали в объеме контейнера или грузовика. После чего эти транспортные средства наполняются деталями и узлами и отправляются заказчику. В перспективе произойдет переход на палетную отгрузку. То есть минимальная партия одного наименования деталей будет соответствовать тому количеству, которое укладывается на один поддон. И в этом случае половина всего ассортимента запчастей должна быть упакована, иначе детали невозможно зафиксировать на палете. Кроме удобства в отгрузке все это облегчит учет и складирование на промежуточных терминалах, а также поможет быстрому насыщению запчастями региональных сервисных станций и удаленных торговых точек.
На сегодняшний день вся двигательная группа запчастей уже продается в фирменной упаковке Ярославского моторного завода. Известно, что эти двигатели применяются не только в грузовиках МАЗ.
Теперь о запчастях МАЗа. Руководство минского завода планирует ряд мероприятий по внедрению упаковки уже в конце этого года. Она разрабатывается для 200 видов наиболее популярных запчастей. Это должно усилить узнавание марки. Все делается для того, чтобы потребитель был уверен, что он приобрел оригинал, точно такой, который поступает на сборочный конвейер.
Интересно, что МАЗ не занимался голограммами. Как потребителю отличить настоящую голограмму от поддельной, если даже специалисту это иногда трудно сделать? Руководство автозавода полагает, что если «цеховики», обладая станочным оборудованием, сумели дублировать оригинальные автозапчасти, то такую мелочь, как голографические этикетки они тоже сделают.
В общем, защититься от подделок одними лишь этикетками не удастся. Если всем объявить, что только голограмма является признаком оригинальной детали, то будьте уверены, весь контрафакт обклеят переливающимися блестящими картинками в два слоя.