ПОКУПАЙТЕ АВТОМОБИЛИ С ТЕХОСМОТРОМ!
Впервые информация о том, что талончики ГТО (гостехосмотра) будут входить в базовую комплектацию российских машин, сошедших с конвейеров, появилась еще в апреле этого года. Если помните, глава Департамента ОБДД МВД РФ генерал-лейтенант Виктор Кирьянов, побывав с визитом на одном из автомобильных заводов, заявил, что Госавтоинспекция совместно с рядом отечественных автогигантов планируют в порядке эксперимента выдавать на новые машины «лобовички» прямо на заводе, избавив тем самым покупателей свежих авто от надобности стоять в очередях. Все СМИ радостно растрезвонили слова генерала Кирьянова, но лишенная подробностей информация моментально породила массу слухов и домыслов. Дошло до того, что отдельные журналисты упрекнули ГАИ в изощренном способе получения «левых» денег. Давайте вместе попытаемся разобраться в том, что именно предлагает ДОБДД и как на практике это будет выглядеть.
Начнем с главного. Эксперимент, о котором так много говорилось, должен был стартовать 1 июля 2008 года. Во всяком случае, на эту дату очень рассчитывали гаишники. Но подкачали производители машин, пожелавшие навязать свои правила игры. Заводы не желают принимать условия, выдвинутые ДОБДД. Представители дорожной полиции настаивают на том, чтобы на выходном контроле особое внимание «заводчане» уделяли не тому, как подогнаны детали кузова, а проверке узлов и систем, от которых зависит безопасность дорожного движения. Представители автоконцернов говорят, что для этого им придется перенастраивать часть оборудования. Но в ГАИ уверены, что делать это необходимо, ибо, по статистике, 12% машин, только-только сошедших с конвейера, не в состоянии пройти техосмотр с первого раза. И если производители машин все же примут условия, то это положительно скажется не только на качестве выпускаемой продукции, но и на безопасности участников движения.
На данный момент желание участвовать в программе «техосмотр в подарок» (так ее окрестили журналисты) выразили пять заводов: ИЖ, калининградский «Автотор», ГАЗ, ЗМА (завод малолитражных автомобилей, что в Татарстане) и КАМАЗ. То есть, купив машину одного из перечисленных предприятий, автомобилист будет избавлен от процедуры прохождения ГТО.
Дело в том, что данные производители «вооружены» современными линиями проверки выходного качества товара. На стендах проверяются параметры работы двигателя, тормозов, рулевого управления, подвески, выявляются дефекты в регулировке пучка света фар и многое-многое другое. По сути, на компьютеризированных заводских линиях итоговой проверки качества машина проходит те же испытания, каким ее подвергают на пунктах инструментального контроля в ГИБДД. А зачем дважды разным людям проделывать одну и ту же работу? Скептики и реалисты, конечно, возразят, мол, на заводе автомобили проверяют, а толку нет – их качество по-прежнему хромает. Это прекрасно понимают и в ГИБДД. Именно поэтому одним из поставленных условий было требование пропускать на завод в любое время дня и ночи ревизоров в милицейских погонах. Если госинспектор заметит, что на заводе «лепят горбатых», он может пригнать передвижную диагностическую станцию ГИБДД и выборочно проверить несколько машин из тех, что якобы готовы к «употреблению». Если автомобили не пройдут проверку на «гаишных» приборах, то здесь уже будет ставиться вопрос об отзыве у завода соглашения на право проведения ТО.
Теперь пару слов о том, что из себя будет представлять талон техосмотра, выдаваемый автопроизводителем. Конечно же, это не «лобовичок», который засунул под ветровое стекло и катайся. Завод будет выдавать декларацию, весьма напоминающую диагностическую карту, с распечаткой результатов проверки всех узлов и агрегатов машины. И как раз на основании этой декларации уже в подразделении ГИБДД, где будет ставиться машина на учет, инспектор выдаст конкретному автомобилисту талончик ГТО аж на целых три года (если это автобус или такси, то на 6 месяцев). Правда, прежде, чем получить «лобовичок», водитель должен будет предъявить медсправку, а также продемонстрировать аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. Впрочем, в обозримом будущем ГАИ планирует отменить практику проверки медсправок, поскольку эта норма давно себя изжила (выписывается рукописная доверенность на того, у кого есть справка от врача, и машина гарантированно с заветным талончиком). Что касается аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, то вскоре после начала эксперимента автопроизводители обещают комплектовать машины этими необходимыми атрибутами. Это приведет к увеличению отпускной цены машины примерно на 200–300 руб., что все равно значительно дешевле, чем покупка в магазине.
Кстати, даже если автомобиль будет укомплектован «заводским техосмотром», у сотрудников ГИБДД есть три повода для отказа в выдаче «лобовичка»:
1. Срок годности декларации истек (с момента проверки автомобиля на заводе до получения талона ГТО в ГИБДД должно пройти не более 6 месяцев);
2. На автомобиле имеются явные дефекты (разбита или просто не горит фара, лобовое стекло, не по ГОСТу затонированы окна, колеса «смотрят» в разные стороны и т.д.);
3. У водителя нет медсправки или машина не укомплектована аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки.
На проведение эксперимента отпущен ровно год. В случае если ГАИ и заводы останутся довольны результатами совместной работы, то подобная система техосмотра станет нормой жизни. И тогда декларацией качества будут комплектоваться не только отечественные машины, сошедшие с конвейеров, но и новые иномарки (дилеры, имеющие техническую возможность диагностировать машины по требуемым параметрам, смогут также дарить своим покупателям талоны ГТО).
Естественно, всех интересует цена эксперимента, то есть как он отразится на потенциальных покупателях. Сами экспериментаторы (ГИБДД и заводы) уверены, что автомобили не подорожают, поскольку проверка качества на выходе осуществляется и сейчас. Разница будет лишь в том, что бумага, распечатываемая на заводе по результатам диагностики, получит юридический статус.
КСТАТИ
Техническая неисправность автомобилей – одна из причин высокой аварийности в стране. На долю развалюх приходится от 1,5 до 2% всех ДТП. Но сотрудники ГИБДД уверены, что этот показатель раз в десять выше. Дело в том, что статистика не учитывает техническую неисправность автомобиля как сопутствующий аварии фактор (скажем, согласно протоколу авария произошла из-за несоблюдения дистанции, но если бы тормоза были бы исправными, то ДТП можно было избежать).