Поддайте газу
Газовая атака
Развитие рынка компримированного природного газа (КПГ) правительство начало в 2012 году. Пока дело продвигается не очень быстро. В 2016 году ООО «Газпром газомоторное топливо» продало всего 481 млн кубометров. По данным Минэкономики, на газе сейчас ездят около 100 тыс. транспортных средств страны, то есть всего лишь 0,2% от всего парка машин. РФ находится на 16 месте в мире по использованию КПГ в качестве топлива.
Лидерами в езде на метане являются Иран, Таиланд, Пакистан, Аргентина и Бразилия, стремительно растет в этом направлении Китай. Общее потребление газа за последние годы в мире достигло 37 млрд кубометров в год, а мировой парк газомоторного транспорта насчитывает 20 млн единиц. Из них 60% приходится на страны Азии, 30% — на Южную Америку. По состоянию на начало 2016 года мировой парк автомобилей, использующих в качестве моторного топлива природный газ, насчитывал 22,3 млн (данные NGV Communications). В думском комитете по энергетике предсказывают, что в ближайшие годы мировой газовый парк вырастет до 50 млн единиц.
Преимущества «газомоторки» очевидны — это решает проблемы экологии, является эффективным методом борьбы с контрафактным топливом. Особенно этот вид топлива выгоден коммерческому и большегрузному транспорту, считают в Госдуме. Особенно в условиях роста стоимости бензина и дизельного топлива. По данным экспертов, перевод легкового автомобиля на газ обходится владельцам в 30-40 тыс. рублей в зависимости от марки, вида двигателя, экологического класса и других нюансов. Эксплуатация автомобиля на газе дешевле примерно на 30%. Обычно оборудование окупается в течение двух лет. Тем людям, которые занимаются профессиональными коммерческими перевозками, это выгоднее. У них окупаемость наступает в течение года, посчитали в Федерации автовладельцев России. Это, конечно, при «идеальных условиях». Главное, что сдерживает переход назад — дефицит сервисных центров и заправок. Сеть последних — менее 400 штук во всей стране.
Преимущества «газомоторки» очевидны — это решает проблемы экологии, является эффективным методом борьбы с контрафактным топливом
Власти видят проблему и, по информации из разных источников, собираются потратить до 2020 года 46 млрд рублей на развитие газозаправочной инфраструктуры, а на увеличение парка техники на газе запланировано более 98 млрд рублей. «Газпром» хочет вложить к 2020 году 3 млрд рублей и построить более двухсот заправок.
Если все эти деньги будут вложены с умом, то к 2020 году переход на газомоторную технику, по данным Минэнерго, позволит хозяйствующим субъектам РФ сократить затраты на топливо на 17 млрд рублей. Лидеры по внедрению газа в жизнь автомобилистов страны — Татарстан, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ и Башкортостан. Остальные регионы слишком медленно обновляют свой парк газомоторными машинами — примерно на 1-2% в год.
Стандарты устарели
Ставя грандиозные планы и даже выделяя на них деньги, власти никак не могут отрегулировать рынок законодательно. В правовом регулировании использования природного газа в качестве моторного топлива немало изъянов. В итоге бизнес не видит четкой стратегии и мер от федеральной власти, и инвестиции в газомоторном направлении сдерживает «малый горизонт планирования», считает Алексей Бакулин, генеральный директор компании «Бакулин Моторс Групп».
Было бы ошибочно утверждать, что у российской газомоторной отрасли отсутствует всякая законодательная база. Первое постановление правительства о газификации транспорта появилось еще в 1993 году. После этого «газомоторка» была прописана в федеральном законе «Об энергосбережении» от 2009 года, в том же году появились отдельные требования к региональным программам в этой сфере.
В 2011 году президент РФ поручил организовать поэтапную замену муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширить сеть газовых заправок. В 2012 году стартовала государственная программа по субсидированию перевода транспорта на компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ. Для этого ОАО «Газпром» создало специальную дочернюю компанию «Газпром газомоторное топливо». Эта структура определена единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в России.
В 2013 году вышло распоряжение правительства «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива». В нем впервые были обозначены параметры перевода муниципального транспорта в регионах на газомоторное топливо. Затем правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на экологичном топливе (постановление Правительства РФ № 1027). А в 2016 году власти поддержали субсидиями самих производителей автобусов и спецтехники с газовой топливной аппаратурой (постановление Правительства № 667).
Отечественный автопром (КамАЗ, АвтоВАЗ, Группа ГАЗ) сегодня готов выпускать новые техники и даже расширять их модельный ряд. Интересно, что к этой работе подключились и производители тракторной техники (концерн «Тракторные заводы»).
Пример перевода на газ тракторной техники
Как видим, нормативных актов, вроде бы, написано немало. Однако требования, предъявляемые в России к эксплуатации газовых автомобилей, не соответствуют мировому опыту, обращает внимание главный специалист департамента развития законодательства в области энергетики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго Ринат Маметов. «Проблема в том, что все правительственные документы, несмотря на их большое политико-правовое значение, декларативны», — считает эксперт, — и они не содержат механизмов стимулирования рынка газомоторного топлива как бизнеса, для успешного функционирования которого большое значение имеет синхронизированное с западными стандартами техническое регулирование».
Таким образом, нормативная база не соответствует современному уровню оборудования и материалов. «Сегодняшние нормы носят скорее запретительный, нежели поощрительный характер, говорит Александр Кольцов, генеральный директор ООО «Мейджор трак центр». — Построить станцию техобслуживания для газовых грузовиков, чтобы она полностью соответствовала всем действующим требованиям, практически невозможно».
Дилерских предприятий, которые удовлетворяют всем требованиям для обслуживания газовых грузовиков, в России единицы (на фото пост дегазации)
Вне закона
Эксперты заключают, что требуется системная работа по модернизации технических требований в газомоторной области. В этой связи насущной необходимостью является скорейшее принятие базового федерального закона, стимулирующего использование газа на транспорте.
Первая попытка принять такой закон была предпринята еще весной 1996 года, тогда инициатива не нашла поддержки депутатов Госдумы и проект был отклонен в первом чтении. В следующий раз депутаты вернулись к этой теме по инициативе ОАО «Газпром» летом 1998 года. Проект федерального закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива» был принят Госдумой в июне 1999 года, но отклонен Советом Федерации. Согласительная комиссия устранила шероховатости, но итоговый текст «зарубил» президент России Борис Ельцин.
Все последующие попытки законодательной инициативы в этой области наталкивались на стойкое неприятие правительства. В 2005 году депутаты предложили новый законопроект «Об использовании альтернативных видов моторного топлива». Он претерпел ряд изменений и прошел несколько чтений, но был заблокирован правительством и в итоге отклонен Госдумой. Аналитики в один голос заговорили об очередной победе «нефтяного» лобби среди депутатов. На сегодняшний день в нижней палате парламента находится на рассмотрении проект № 612001-5 «Об использовании газового моторного топлива», внесенный еще в октябре 2011 года.
По рыночной цене
Кроме законодательных пробелов, нехватки заправок и сервисов, еще одним сдерживающим фактором для «газомоторки» может стать цена. Если ранее стоимость природного газа ограничивалась 50% от цены АИ-76, то теперь такое ограничение снято. Таким образом, КПГ может повторить путь дизельного топлива, опасаются участники рынка. Минэнерго в ноябре 2011 года предлагало «привязать» цену на КПГ именно к дизелю вместо АИ-76. Ведь он является основным конкурентом для КПГ. Ведомство рассчитывало закрепить стоимость КПГ на уровне 35% от стоимости дизельного топлива. Однако предложение не было принято, поскольку оно привело бы к необходимости снижения установившихся в настоящее время на рынке цен. Это снизило бы рентабельность продаж и затормозило развитие газозаправочной инфраструктуры, посчитали в правительстве.
Кстати, цена газомоторной техники тоже выросла — на скачке курсов валют она подорожала в диапазоне 17-43%. Делу можно было бы помочь субсидиями, программой стимулирования покупок такой техники для физлиц. А еще можно учесть опыт Татарстана. Было принято постановление о том, что владельцы автомобилей в республике смогут вернуть до 30% от стоимости перевода машины на газомоторное топливо.
Чтобы сделать езду на «голубом топливе» выгоднее, предлагалось отменить транспортный налог для газовых автомобилей
Этот вопрос также неоднократно рассматривался правительством РФ, но, как заявил президент Владимир Путин, он был отложен по просьбе губернаторов. Чиновники высказывают опасения, что отмена транспортной пошлины может существенно повлиять на наполнение региональных бюджетов. В результате недофинансирования из федерального бюджета могут пострадать муниципальные учреждения. В итоге подготовленный законопроект на эту тему пока тоже «завис» в Госдуме.
Положение удручающее
Несколько слов о текущем состоянии газомоторной отрасли в России. На сегодняшний день в стране эксплуатируется около 50 млн грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Но парк газомоторной техники составляет всего 1,5 млн транспортных средств, львиная доля из них (порядка 1400 тыс. ед.) приходится на автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ). На территории России функционирует около 6000 газозаправочных объектов. Из них 5500 пропан-бутановых и 390 метановых. При этом СНГ ежегодно продается 560 тыс. тонн, а компримированного природного газа (КПГ) — 535 млн куб. м.
По данным союза предприятий газомоторной отрасли (СПГО), фактические темпы перевода транспорта на экологически чистое топливо значительно отстают от намеченных. Например, в третьем квартале 2017 года из 15 запланированных для ввода объектов газозаправочной инфраструктуры по факту введено лишь пять. Ниже плана показатели приобретения новых автомобилей по программам субсидирования (всего 210 авто против 1700 по плану) и реализации природного газа (70 млн куб. м фактическое, 280 — плановое).
Среди прочего в СПГО особо выделяют проблему документального оформления переоборудования автомобилей, находящихся в эксплуатации. «Временные затраты на легализацию оборудования в настоящее время, по факту, превышают несколько месяцев, хотя по закону это должно занимать не более недели — именно так это все декларировалось», — говорит исполнительный директор СПГО Мырат Кулиев. Для развития чистых видов транспорта необходимо облегчить бумажную волокиту при переоборудовании, предложил эксперт.
Много проблемных вопросов по переоборудованию автомобилей, находящихся в эксплуатации, так и остаются нерешенными на высоком уровне
Начальник отдела технического надзора ГУОБДД МВД РФ Сергей Чипурин огорчил автовладельцев, сообщив, что много проблемных вопросов так и остаются нерешенными на высоком уровне. «С точки зрения документации в отношении ГБО пока, к сожалению, никаких изменений не предвидится», — сказал подполковник полиции на конференции СПГО, прошедшей в рамках выставки GasSuf 2017. Напомним, вопрос по набору документов, необходимому для переоборудования, служит камнем преткновения для автовладельцев еще с момента вступления в силу технического регламента Таможенного союза. Реагируя на озвученные участниками дискуссии примеры, свидетельствующие о возможных злоупотреблениях на местах, Сергей Чипурин предложил обращаться с проблемными вопросами оформления газобаллонного оборудования в органах ГИБДД напрямую к нему.