ГИГАЛАЙНЕР - ТРАНСПОРТ ДЛЯ ТЯЖЕЛОВОЗОВ
Именно такую задачу по доставке тяжелых полноприводных армейских грузовиков с колесной формулой 8х8 на военные базы пришлось решать транспортному агентству Zandbergen Transport & Logistiek (Голландия) после того, как министерство обороны Нидерландов сделало шикарный заказ концерну Scania на новые четырехосные шасси. Вроде примитивная на первый взгляд задача оказалась не такой уж простой, так как речь шла о 550 тяжеловозах, которые в строгом соответствии с графиком надлежало доставить на базы, разбросанные по всей территории королевства.
Естественно, можно тупо стыковать новый четырехосник с тягачом-буксиром, но такой бизнес будет иметь минимальную прибыль. Поэтому для повышения эффективности транспортировки и в соответствии с экспериментальными дорожными стандартами Нидерландов был разработан новейший специализированный подвижной состав, названный «гигалайнер». Забегая вперед скажу, что именно благодаря этому длинному сочлененному полуприцепу рентабельность таких перевозок увеличилась почти вдвое.
Да, дуркуют эти голландцы, подумаете вы. По площади Королевство Нидерландов меньше Московской области, а их военным еще и автомобили к воротам привези. Уж наши-то вояки точно сами поехали б на завод, да еще и с многосоткилометровым маршем вернулись на базы. И ничего страшного с ресурсом машины не случилось бы, да и солярки на это не жалко.
Трудно сказать, на чьей стороне правда, но на этом примере прекрасно видна разница между европейским и евро-азиатским менталитетом. А финансовый итог этой самой разницы заключается в том, что люди в Голландии живут и комфортнее, и богаче нашего люду.
Спецзаказ
Как рассказал один из руководителей транспортной компании Кеес Зандберген-младший: «Мы самостоятельно разработали идею нового подвижного состава, предназначенного исключительно для транспортировки пары четырехосных грузовиков, которые приобретаются министерством обороны. Нашей целью было использовать многофункциональные прицепы, которые без проблем стыкуются с обычным тягачом. Построенный фирмой GS Meppel гигалайнер в принципе идентичен нашим большим полуприцепам, но у него нет подъемных устройств и направляющих второго этажа. Также для сокращения издержек конструкция длинномера была слегка упрощена, ведь пока точно неизвестно, что будет с новой транспортной концепцией после того, как закончится эксперимент по использованию подвижного состава типа EuroCombi, проводимый министерством транспорта Нидерландов». Напомню, что временный стандарт EuroCombi, действующий только в Голландии, – это комбинация грузовика с полуприцепом и прицепом с максимальной общей длиной 25,25 м при полной массе автопоезда до 60 т.
«В принципе разница между гигалайнером и нашими обычными полуприцепами из комби-состава не слишком ощутима, – говорит представитель транспортной фирмы Тим Снейдер. – Они ведь тоже в большинстве случаев превышают 20 м в длину. Длина же этого автовозного поезда составляет 25,18 м, что на семь сантиметров меньше нормы для гигалайнеров».
Снаряженная масса полуприцепа 5,5 т, а прицепа 6,5 т, сам тягач весит около 11 т, плюс груз – два четырехосных грузовика по 18 т каждый, таким образом вес всего автопоезда составляет ровно 59 т, что на одну тонну меньше максимальной для гигалайнера.
Касательно гражданского тягача, занятого в транспортировке армейского транспорта, могу сказать, что фирма Zandbergen специально приобрела грузовик Scania 164L 480 Topline. Он стал своего рода пробным экземпляром, собранным шведским изготовителем и предназначенным для работы в составе автопоезда EuroCombi. Яркоокрашенный тягач со множеством наворотов выглядит внушительно. Он оборудован дизелем V-8 с системой EGR, который соответствует нормам Евро-4.
По мнению водителя Хенка, перевозящего военные тяжеловозы, автомобиль отлично подходит к гигалайнеру. Шофер вполне освоился с управлением этого очень длинного автопоезда. Хенк и его напарник уже больше месяца работают на этой сцепке, и каких-либо серьезных проблем у них пока не возникало. «Нам, конечно же, приходится следить за прицепом, потому что он сильно болтается. Я однажды уже лишился пары габаритных огней! Но это мелочи».
Секретный груз
После дооснащения и покраски армейские 18-тонные тягачи Scania 124C420 с колесной формулой 8x8 в новом одеянии выглядят довольно впечатляюще. Шофер спокойно выполняет обычный ритуал разгрузки и погрузки. То есть два неокрашенных тяжеловоза заменяются окрашенными. Длится это около часа. Когда «старые» машины сгружены, а «свежие» уже погружены на борт, то водитель говорит: «Этими четырехосными военными тягачами наверняка было бы легко управлять в составе сцепки EuroCombi, потому что у них автоматическая коробка передач (Opticruise) и блокировка дифференциала. Такие идут, можно сказать, сами. Не газуя, не пробуксовывая».
Логистика маршрута
Поскольку военное ведомство заказало многофункциональные военные автомобили Scania с гидросистемой для быстрой смены грузовых платформ, то начинается все в городе Зволле (Голландия) на сборочном заводе шведской фирмы. Здесь перевозчики ежедневно получают два голых четырехосных шасси и перевозят их в Бладел, где машины получают разгрузо-погрузочное оборудование. Забрав там два готовых тяжеловоза, автомобили транспортируют на фирму Elzinga в промышленный район Йирнсум. Тут грузовики окрашивают в цвет хаки и перевозят обратно в Зволле на стоянку фирмы Beers, дилера SCANIA. Так проходит день за днем, пока не будут оборудованы и покрашены все заказанные 550 машин.
Министерство обороны, возможно, от парных перевозок много не выиграет, но для Scania выгода очевидна. Большая экономия достигается за счет сокращения транспортных издержек. За один рейс перевозят два военных грузовика вместо одного. Расход топлива при этом не намного выше. Мы едем по трассе A32 в направлении Зволле. Водитель Хенк показывает на цифры расхода топлива, рассчитанные бортовым компьютером – 45,1 л/100 км, при общем расстоянии 230 км. «Такой автопоезд не слишком обтекаем, – говорит он. – Зато ветер сейчас попутный. Это тоже имеет значение. Ведь на обратном пути наш груз тяжелее на целый килограмм. Слой краски на военных грузовиках как-никак будет толще...»
Маршрут проработан детально. Поскольку не по всем дорогам можно ездить на гигалайнерах, логистики транспортной фирмы старались выбрать те разрешенные трассы, где практически не бывает пробок.
Также надо отметить, что кроме перевозки двух четырехосных шасси на этот гигалайнер можно загрузить четыре новых тягача с колесной формулой 4х2. Такие заказы, кстати, транспортники Zandbergen уже выполняли от завода в Зволле в Роттердамский европорт.
Начальник отдела перевозок фирмы Zandbergen Тим Снейдер считает, что министерство транспорта крайне удачно выбрало время для эксперимента с гигалайнерами. Эти уникальные длинные сцепки действительно помогают улучшить экологию, так как для доставки тонны груза нужно сжечь меньше топлива, также можно перевезти значительно больше товаров, используя один тягач и одного шофера, и, конечно, получить больше прибыли для транспортной компании.