БРИТАНСКИЙ ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШИН
Базирующаяся в английском городе Фавершем семейная фирма Les Knight Transport Limited является одним из крупных контейнерных перевозчиков на Юго-востоке страны. Ее парк составляет 23 тягача и 15 трехосных контейнерных полуприцепов. Грузовые автомобили, принадлежащие Les Knight Transport Limited, эксплуатируют по всей Великобритании с нечастыми заездами в материковую Европу. При этом каждый автопоезд в среднем за год проезжает расстояние, приблизительно равное 140 000 километров. Компания инвестирует деньги в большой степени в обновление парка собственных тяжеловозов, поэтому самый старый ее грузовой автомобиль имеет возраст менее пяти лет.
Ища пути снижения издержек, специалисты фирмы, исходя из собственного опыта, разработали и внедрили свою собственную методику эксплуатации грузовых шин, называемую Lifecycle. Как сказал один из идейных вдохновителей этого направления: «Когда вы тратите серьезные деньги на автомобили, то вы также делаете все возможное, чтобы гарантировать их эффективную, экономичную и безопасную работу, и важно отметить, что шины здесь играют большую роль».
Забегая вперед, могу сказать, что установленный порядок обслуживания шин, которого придерживаются все работники предприятия, приводит к более долгому сроку службы колес и снижению расхода топлива автопоездами.
Начинается все с закупок. Выбор британцы остановили на известной марке CONTINENTAL. Управляемые оси автомобилей обуваются шинами модели HSR1, а ведущие – HDR. Когда шина поступает в эксплуатацию, то ей сразу присваивают индивидуальный номер регистрации, чтобы затем полностью отслеживать ее «жизненный путь».
Один раз в месяц специалист выполняет быстрый осмотр шины, и в зависимости от полученной информации выстраиваются последующие задачи в отношении ее будущего. Таким образом, на фирме всегда точно известно, когда шина уйдет в ремонт или когда она должна поменять свое место на оси, а также когда на ней перетачивали канавки или восстанавливали протектор и, наконец, когда завершается ее срок службы.
Работа с шинами по программе Lifecycle дополняется ролью, которую играют водители предприятия. Когда они находятся в рейсе, который иногда может длиться до пяти дней, то они обязательно располагают информацией о колесах и продолжают воплощать фирменную политику управления шинами.
Кроме информационной базы по всем эксплуатирующимся колесам, в компании выработали определенные стереотипы относительно внутреннего давления в шинах. Так, в частности, давление в колесах передних осей в тягачах должно составлять 12,0 бар, в подъемных осях от 9,0 до 11,0 бар в зависимости от того, являются ли они новыми, изношенными или восстановленными. Давление в колесах трейлера – 12,5 бар.
Далее для оптимизации износа шин применяется определенный порядок ротации, т.е. изменение местоположения после половины срока службы.
На передней или управляемой оси каждого тягача используется только новые шины, после того как они изнашиваются, их перемещают на вторую подъемную ось. Все шины ведущей оси являются частично изношенными или восстановленными.
Задняя ось каждого трейлера оборудуется только новыми шинами, среднюю ось занимают колеса с изношенным протектором, а передняя ось комплектуется восстановленными.
Конечно, для того, чтобы соблюдать выработанную технологию, необходимы усилия, но они определенно окупаются.
Управление шинами должным образом дает британскому предприятию увеличенный срок службы каждого колеса, оцениваемый ее специалистами от 30 до 50% в сравнении с обычной эксплуатацией, и 5%-ную экономию топлива.