ЧАСТНЫЕ РУКИ ХОТЯТ ТЕХОСМОТР. Парламентарии в очередной раз пытаются отлучить ГИБДД от выдачи "лобовичков"
Еще в октябре прошлого депутат Алексей Сигуткин озаботился проблемой передачи инструментального контроля в руки частников. Законопроект парламентария предполагал, что гаишники должны заниматься обеспечением безопасности на дорогах, а не проверять, насколько хорошо затянуты болты на авто. Весьма пространную инициативу депутата думские коллеги тогда не поддержали, и законопроект Сигуткина был похоронен. Однако в рядах парламентариев нашелся еще один человек, которому не дает покоя ГАИ, которая, так или иначе, причастна к процедуре выдаче «лобовичков»…
В Госдуму был внесен законопроект, в случае принятия которого выдача талонов ГТО будет полностью отдана в руки частных автосервисов. По словам одного из авторов законодательной инициативы председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, техосмотр должен стать такой же добровольно-принудительной услугой, оказываемой частными компаниями, как например ОСАГО. По аналогии с Российским союзом автостраховщиков будет создана «Саморегулируемая организация технических экспертов». Эта организация должна будет аккредитовывать автомобильные мастерские для проведения техосмотров, проверять их работу, разрабатывать и утверждать стандарты и правила деятельности по техническому осмотру, а также формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг.
Дело в том, что согласно проекту, автосервис, выдавший техосмотр, будет нести ответственность за состояние машины, и в случае, если автомобиль попадет в дорожно-транспортное происшествие из-за технической неисправности (скажем, откажут тормоза, или внезапно выйдет из строя рулевой механизм), фирма, проводившая ТО, выплатит автомобилисту компенсацию.
– Реализация данного подхода позволит применять механизмы материальной и уголовной ответственности, – считает депутат Плескачесвкий. – В сочетании с надзором со стороны государства все это будет способствовать созданию эффективной системы проведения техосмотров и, как следствие, позволит повысить безопасность дорожного движения.
Кроме того, авторы проекта уверены, что нет никакой необходимости проверять во время техосмотра номера двигателя и кузова машины, ведь при этом выявляется не более 5% криминальных машин и водителей, находящихся в розыске. Для сравнения, при осуществлении контроля за дорогами сотрудники ДПС выявляют до 60% автомобилей, находящихся в угоне, а при регистрации – до 35% от общего числа выявленных криминальных машин.
Резонный вопрос: а кто будет устанавливать расценки на «лобовичок»? Увы, об этом в законопроекте не сказано ни слова. Но можно предположить развитие событий по двум сценариям. Расчет стоимости услуг по проведению ТО будет делать Правительство РФ (как в случае с полисами ОСАГО). При таких раскладах проведение техосмотра может оказаться не таким уж выгодным для автосервисов, учитывая необходимость закупки специального оборудования, взносов на вступление в «Саморегулируемую организация технических экспертов» и обязанности в случае ДТП компенсировать ущерб.
Если же ценовую политику будут определять владельцы сервисов, то в ущербном положении окажутся автомобилисты, которым ТО станет просто не по карману, ведь за диагностику авто им придется платить по коммерческим, то есть заоблачным ценам.
Ко всему прочему при таком подходе к проведению техосмотра российские автомобилисты рискуют превратиться в дойную корову, ведь они, автомобилисты, по сути, станут заложниками автосервисов, которые смогут требовать отремонтировать «лишние» узлы машины, угрожая не выдать «лобовичок». Кроме того, у людей всегда должен быть выбор: хочу в сервисе техосмотр прохожу, хочу – на ПИКе у гаишников. А если коснуться проблем большегрузного транспорта, то тут появляется еще больше заковырок. Автосервисов для большегрузов в Москве не так уж много, а чего там говорить про всю Россию. Выходит, что владелец грузовика или хозяин целого автопредприятия, где имеется ремонтная база, должен ехать в какой-то автосервис, где, в случае неисправности, будет вынужден ремонтировать авто по высоким ценам. Ну и спрашивается, кому это надо? Уж точно не автовладельцам.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕНачальник Управления ГИБДД Московской области Сергей СЕРГЕЕВ:
– Я не могу говорить, насколько хороши или плохи законопроекты, поскольку наше ведомство работает с законами. И если оставаться в плоскости законов, то могу сказать, что ныне действующая система по проведению Государственного технического осмотра автотранспортных средств позволяет нам, ГИБДД, контролировать безопасность дорожного движения не только на оживленных трассах и улицах, но и на этапе допуска автомобиля к эксплуатации. Иными словами, если исключить ГИБДД из цепочки по проведению техосмотра, мы получим всплеск аварийности, поскольку исчезнет комплексный подход к решению проблемы БДД.