Суперсингл против двух скатов
Шины Supersingle постепенно входят в эксплуатацию. После того, как компания MAN вместе с Michelin начали предлагать их в качестве заказного оборудования, за ними последовал Mercedes-Benz, с предложением устанавливать шины Supersingle на грузовики Actros с колесными формулами 4х2 и 6х2. Уже на презентации обновленных Actros в качестве новшества было объявлено, что в Штутгарте можно установить шины Supersingle. Весьма солидная способность этих шин сохранять эксплуатационные качества при повреждении является одним из их главных преимуществ.
Во время дорожных испытаний, проведенных компанией MAN в Испании, было отмечено, что разрыв шины Supersingle (или коротко – Susi) серьезных последствий не имел. Само собой, все грузовики MAN с шинами 495/45 R 22.5 на заднем мосту были оборудованы системой ESP. Однако компании Mercedes-Benz этого было недостаточно.
Главным аргументом стало то, что у грузовика с шинами Supersingle отсутствует запасное колесо. Конечно, даже при некритическом повреждении возникает проблема с дорожным движением. Этот момент нельзя полностью ингнорировать. Из-за своей массы и размеров шины Supersingle оказываются очень неудобными. Механику требуется много пространства, и порой на узких дорогах ремонтные работы превращаются в серьезную проблему. Особенно, если транспортное средство «легло» на поврежденную шину.
Mercedes-Benz нашел решение этой проблемы в использовании второй камеры в ободе, которая благодаря пониженному давлению компактно размещается в шине. В случае потери давления камера растягивается и стабилизирует шину.
Несмотря на эту дорогую систему (Merсedes-Benz не говорит о шинах Supersingle), шины все-таки оказываются примерно на 80 кг легче обычных сдвоенных. Отсюда следует, что при движении без «запаски» преимущество по массе составляет примерно 200 кг.
Шины 495/45 R 22.5 имеют стальные обода, поскольку в настоящее время алюминиевых колес нужной ширины еще нет.
Больше безопасности за счет шины
Большим достоинством широкопрофильных шин Supersingle является их меньшее сопротивление качению. По заявлениям производителей, шины 495/45 R 22,5 снижают расход топлива примерно на 4%. А какова экономия в реальной эксплуатации? Для ответа на этот вопрос потребовался заезд на Actros 1840. После поездки по протяженному кольцевому испытательному маршруту с переменным профилем дороги направились в мастерскую, где широкопрофильные шины Bridgestone заменили на шины Michelin Energy 315/70 R 22.5. Также заменили шины Bridgestone на переднем мосту, так как обычно устанавливают на автомобиль шины одного производителя. У тягача Mercedes-Benz Actros 1840 результат, полученный в обоих поездках, абсолютно сопоставим.
С шинами Supersingle на заднем мосту подрессоривание явно хуже. В этом Aсtros едва ли отличается от легковых автомобилей, на которых используют широкопрофильные шины чаще всего с ободами увеличенного размера. Не удалось заметить и различий в тяговой силе. Водитель, который постоянно ездит на шинах Supersingle, знает, однако, о проблеме на мокрых дорогах, прежде всего зимой.
С шинами Bridgestone на переднем мосту – больше комфорта
Зато шины Bridgestone на переднем мосту оказались очень «комфортабельными». Они обеспечивают также хороший контакт с дорожным полотном.
С шинами Michelin, установленными на переднем мосту, подрессоривание получается значительно жестче. Дорожные неровности передаются на рулевое колесо как легкий удар. На основании предшествующего опыта можно сказать, что MAN менее чувствителен к шинам Supersingle. Испытательный пробег из Мадрида в Мюнхен с шинами Susi и сдвоенными, конечно, не позволил выявить какого-либо различия. Видимо, четыре пневмобаллона подвески мюнхенцев имеют явно лучшую демпфирующую способность.
Так как изменение динамических качеств всегда происходит в полностью некритичных зонах, то в первую очередь, интересует снижение расхода топлива. Упомянутые 4% при этом являются неверными. На кольцевом маршруте шины Supersingle обеспечили сенсационное снижение расхода почти на 7%. А вот итоговый результат скромнее: более 2,5%. В итоге: результат по расходу топлива, полученному на кольцевом испытательном маршруте cо всей определенностью свидетельствует в пользу шин Supersingle. Экономичность на всем кольцевом маршруте составила более 2,7%. Наибольшая экономичность получена при движении по кольцу и на этапах, где требовалось повышенное тяговое усилие.
Именно такой экономический потенциал подтвержден уже в практической эксплуатации транспортно-экспедиционной компании Plietker. В них MAN TGA с шинами Supersingle расходовал почти на 1 л топлива меньше, чем еще два участвующих в этих испытаниях тягача такой же конструкции со сдвоенными шинами. Mercedes-Benz требует за шины Supersingle почти 1800 евро, что примерно на 1000 евро больше, чем Michelin за шины Energy.
Безопасность
Mercedes-Benz применяет с шинами Supersingle так называемую концепцию Aircept. Она заключается в размещенной внутри шины камеры безопасности, которая растягивается, как только потеря давления в составит больше 1,5 бара. Это означает, что вместо обычного вентиля используется адаптер, который позволяет заполнять сдвоенные воздушные камеры от обычного соединения для накачивания.
Компании Mercedes-Benz и поставщик шин Bridgestone отмечают, что Aircept при поврежденной шине при скорости 60 км/ч позволяет проехать 25 км. Несмотря на установку этого оборудования безопасности, которым оснащаются грузовики Actros (только с колесными формулами 4х2 и 6х2 и V-образным двигателем) с широкопрофильными шинами, они также оснащаются системой контроля давления в шинах, которая постоянно его отслеживает и в случае необходимости предупреждает водителя.