СОВСЕМ "ЗЕЛЕНЫЕ" ДЛЯ РУЛЯ (МВД собирается снизить возрастной ценз на получение водительских прав)
«Над вопросом о возможном снижении возраста для получения водительских прав до 16 лет есть все основания поработать, – заявил генерал Чекалин. – Думаю, что эта работа у нас сегодня стартует». Напомним, что сейчас получить удостоверение на право управления мотоциклом можно с 16 лет, автомобилем (как легковым, так и грузовым) с 18 лет, автобусом с 20 лет. Инициативу замминистра поддержал и заместитель директора Департамента обеспечения безопасности дорожного движения по науке генерал-майор Александр Якимов: «Данная задумка будет рассматриваться в рамках крупномасштабной переработки Закона РФ «О безопасности дорожного движения», многие нормы которого порядком устарели».
Заметим, что Александр Юрьевич Якимов кое о чем умолчал. Ведь для того, чтоб задумку сделать былью, нужно пересмотреть и в корне переработать не только закон о БДД, но и Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс и ряд других правовых нормативов. Посему говорить о скорой переработке многолетней системы пока не приходится. До кучи к упомянутым проблемам можно отнести и крайне низкую культуру вождения россиян. Причем связано это не только практически со свободной продажей водительских прав в самих подразделениях ГИБДД, но и с плачевным состоянием автошкол. Мало того, что коммерсанты самовольно сокращают часы, отведенные на практические занятия, так еще и собственноручно вносят коррективы в программу обучения, утвержденную десятком уважаемых комитетов и ведомств. В итоге процесс обучения больше напоминает дрессировку на сдачу экзаменов в ГАИ.
По мнению психологов, для подготовки юных водителей надо разрабатывать особые программы. Если же водительское удостоверение можно будет получить в 16 лет, да еще и в обычной автошколе, наши дороги захлестнет волна малолетних отморозков, совершенно не пригодных для вождения. Представьте, что будет, если 16-летнему тинэйджеру доверить «руление» грузовика – он сможет угробить не одну человеческую жизнь! Более того, в 16 лет (так сказано в своде законов) подросток не может нести ответственность за свои поступки, как говориться по полной программе. А потому получить материальную компенсацию за аварию будет крайне тяжко.
КАК ЭТО БЫЛО…В СССР Госавтоинспекция вдумчиво относилась к подрастающей водительской смене. Например, вовсю работали учебно-производственные автокомбинаты, где школьники могли приобщаться к миру моторов. Кроме матчасти школяры в течение двух лет изучали ПДД и на специальной площадке оттачивали свое водительское мастерство. По окончании курсов юные шоферы сдавали экзамены в ГАИ и уже в 16 лет получали юношеские «права». Правда, эти удостоверения были не совсем настоящими – колесить по дорогам общего пользования подросткам запрещалось. Хотя кое-какие привилегии все же имелись: им разрешалось на специальных дорогах в присутствии опытного водителя управлять автомобилем без дублирующих педалей. Вторая и последняя льгота — по достижении 18 лет подросток мог обменять свои юношеские «права» на «всамделишные», сдав при этом только экзамен по вождению.