«Есть товарищи, которые готовы сжечь свои фуры! Довели людей — и налоги, и штрафы...»
Дальнобойщики Татарстана присоединились к «антиПлатону», кинув клич по WhatsApp: около 200 машин выстроились на трассе М7.
«Это стачка, забастовка рабочих! У дальнобойщиков рабочее место где? Правильно — на дороге!», — бузили перевозчики под Казанью. Милость премьера Медведева, в 4 раза срезавшего повышение тарифа «Платона», не помогла — стачка прокатилась по стране. Корреспондент «
БИЗНЕС Online» стал свидетелем дискуссии водителей с руководством ГИБДД РТ, пока инспекторы выбивали квитанции за грязные номера. При этом лидер профильной ассоциации Леонид Штейнберг акцию протеста не поддержал.
УСПОКАИВАТЬ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ НА ТРАССЕ М7 ПРИЕХАЛ РУСТАМ ИБРАГИМОВ
27 марта Татарстан присоединился к всероссийской акции против системы «Платон». Вереница грузовиков и легковушек под Казанью выстроилась вдоль трассы M7. Стачка дальнобойщиков была организована снизу — водители договорились о месте встречи при помощи мессенджера WhatsApp. «Стачка организовалась через соцсети и мобильные приложения, но требования вполне конкретны. Дальнобойщики, как и вся страна, устали от гигантских штрафов, от постоянного роста цен, от грабительской системы «Платон» и требуют от властей отмены всего этого безобразия», — подтвердил в соцсетях активист Илья Новиков. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывавшие на месте событий, насчитали порядка 200 машин, которые растянулись начиная от развязки в Дербышках и заканчивая развязкой на Мамадышском тракте. Но основная часть большегрузов скопилась на 829-м километре.
В течение нескольких часов начиная с 9 утра на обочине встали авто самого разного калибра — от многотонных фур и КАМАЗов до бетоновозов. С плакатами не заморачивались — и так все ясно. Кто-то просто нарисовал на грязных стеклах что-то вроде «Нет «Платону». Много было и легковых машин. На последних, видимо, приехали владельцы бизнесов, дабы не отвлекать работников от дороги. Некоторые водители приехали на стачку прямо с дороги и выглядели весьма уставшими. В пик акции протеста на обочине образовалась многокилометровая вереница, которая, впрочем, практически не мешала проезду машин по проезжей части.
«Протестуем против «Платона»! Заодно поднимаем и свои региональные проблемы, например вопрос с весовым контролем, потому что реально дошли уже до безумия!.. Весы на региональных дорогах занизили на тонну, что не дает возможности работать. Получается, что ни один автокран не может пройти. Перегруз на ось составляет 450 килограммов, а подпись на документах делается четыре дня. То есть ты стоишь, платишь за штраф, делаешь пропуск в течение четырех дней, стоишь за 120 рублей в час. Получается, что ты выкладываешь по 12 тысяч только для того, чтобы проехать на работу. Надоело!» — встретил корреспондентов «БИЗНЕС Online» один из разъяренных дальнобойщиков.
На трассе дежурили автобус с группой быстрого реагирования и не менее десяти машин ДПС, на место прибыл замначальника УГИБДД МВД по РТ Рустам Ибрагимов. Также за участниками стачки наблюдал внушительный отряд (человек 30) работников ГИБДД в жилетах. До поры до времени они кучковались на обочине — дальнобойщики не проявляли агрессии и не нарушали никаких правил, но без работы стражи порядка не остались. Они-таки нашли нарушения, «докопавшись» до грязных номеров на авто, а также предъявив претензии тем, кто разговаривал за рулем по телефону. Кому-то не повезло больше: «повязали» с поличным за стоянку под запрещающим знаком.
Как пояснил Ибрагимов, поскольку акция несанкционированная, работниками ГИБДД проводится проверка по поводу сбора на проезжей части транспортных средств. «Грязные номера, не пристегнут ремнем безопасности или разговаривает по телефону во время движения — за это и штрафуем», — пояснил он.
«У ВОДИТЕЛЕЙ-ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ РАБОЧЕЕ МЕСТО ГДЕ? ПРАВИЛЬНО — НА ДОРОГЕ!»
Дальнобойщикам это все по понятным причинам пришлось не по вкусу.
«Уверен, что через несколько месяцев меня начнут останавливать на всех постах. Ну вот в каком государстве мы живем? В демократическом?», — началась в один из моментов словесная перепалка водителя Алексея с сотрудниками полиции.
«Вот если бы вы собрались в том месте, где разрешено, то вопросов бы не было. Вы 2 апреля, насколько я знаю, собираетесь в Дербышках. Так?», — попытался успокоить присутствующих Ибрагимов.
«Это стачка, забастовка рабочих! У водителей-дальнобойщиков рабочее место где? Правильно — на дороге. Вот мы и собрались на дороге. Шахтеры где бастуют? У себя на шахтах», — гнул свою линию дальнобойщик.
«Внизу, в шахте? Да там никто никогда не бастует», — парировал полковник полиции.
«Мы специально собрались бастовать на рабочем месте, чтобы потом не говорили, что митинг несанкционированный . Мы просто хотели, чтобы чиновники нас услышали. Когда вы так некрасиво поступаете, то пугаете нас», — в ответ выразил свое недовольство водитель. Беседу прервала тронувшаяся с места легковушка, за которой мигом в погоню погналась машина ДПС... «Останавливают за неподчинение. Водитель начал движение, разговаривая по телефону. За это его и попытались остановить», — объяснил Ибрагимов.
Один из организаторов акции в Татарстане, член координационного совета всероссийской ассоциации «Дальнобойщик» Алексей Лукин из Альметьевска заявил, что дальнобойщики таким образом хотят выйти на диалог с властью. «Мы не хотим нарушать закон, но хотим быть услышаны. Мы обсуждали профессиональные вопросы перевозчиков. Наши проблемы переплетаются с населением страны потому, что все повышения влияют на потребителя. Повышение цен для населения происходит в результате повышения налогов. Мы предлагали, как сделать электронные весы более эффективными. Проекты должны составляться в интересах населения и граждан, а у нас все происходит в интересах сбора средств. Страдает в итоге население», — говорит он.
«А МЫ НЕ БАСТУЕМ, МЫ ЕДЕМ...»
Интересно, что представители самого известного и влиятельного в РТ объединения дальнобойщиков стачку не поддержали. «Про казанскую забастовку мы ничего не знаем. На нее вышли дальнобойщики, которые не входят в нашу ассоциацию. А мы не бастуем, мы едем. Наши дальнобойщики мне докладывают, что грузятся и едут», — рассказал Леонид Штейнберг, гендиректор ООО «ТКФ Кама-Тракс», президент логистической ассоциации Татарстана. Ранее он выразил удовлетворение тем, что власти приняли решение отказаться от двукратного повышения тарифа в системе «Платон», и призвал к дальнейшим переговорам: «Я считаю, что тот факт, что льготный тариф, пусть и подорожавший на 25 процентов, продолжит пока действовать, говорит о том, что дальнобойщиками одержана хоть и локальная, но победа. До сведения руководства страны все-таки удалось довести, что в области грузовых автотранспортных перевозок очень много проблем. Главное, на мой взгляд, в сегодняшнем решении правительства в том, что нас, грузоперевозчиков, услышали. А что будет дальше? Как говорится, поживем — увидим... Но я считаю, что разговаривать языком ультиматумов неправильно. Нужно разговаривать с правительством, слушать их аргументацию, доводить до них свою позицию, искать варианты, подключать депутатов... Ведь от того, что мы будем стоять, хуже будет только нам самим. Вместо нас на загрузку приедут другие. И кто от этого выиграет?»
Еще пару недель назад председатель объединения перевозчиков России Андрей Бажутин заявлял, что в Татарстане все спокойно — желающих присоединиться к мероприятию на тот момент во всей республике не нашлось. Сегодня Бажутин оказался недоступен для комментариев. В ходе забастовки в Санкт-Петербурге, где в акции приняли участие всего лишь около 10 фур и легковых автомобилей, он был задержан. По сообщениям питерских СМИ, активиста отвезли в районный суд. По данным других изданий, Бажутина лишили прав, мешали ему приехать на стачку и даже пытались эвакуировать автомобиль.
«РЫНОК НИКТО НЕ РЕГУЛИРУЕТ, НЕ РАЗВИВАЕТ, ПРОСТО ДОЯТ И ДОЯТ»
О том, почему дальнобойщики все же вышли на большую дорогу, несмотря на то что повышение платы за «Платон» оказалось не столько грабительским, как предполагалось ранее, рассказал директор ООО «Ак Буре» Альберт Ахимов. По его мнению, «Платон» просто был последней каплей — терпение у людей лопнуло.
«Фактически людей довела эта система. Например, в Дагестане есть товарищи, которые готовы сжечь свои фуры — на Красной площади или у здания правительства где-нибудь. То есть до такой ситуации довели людей — это и налоги, и беспощадные штрафы. Когда «Платон» только ввели, они же за езду без оплаты ввели штраф в 500 тысяч рублей, а потом, когда народ взбунтовался, быстренько снизили этот штраф даже не на 100 тысяч, не на 50 тысяч, а до 5 тысяч рублей. Вот цена этому нарушению. А они хотели по 500 тысяч собирать!», — возмущается перевозчик.
Он говорит, что до сих пор его компании приходится работать по ставкам даже ниже 2008 года. «Если тогда мы ездили по цене 60 рублей за километр, то сейчас даже по 50 рублей за километр! То есть не только нет повышения, но и даже снижение идет. Невозможно тариф повысить. Если я буду повышать, мой сосед-то поедет! Мы вынуждены ездить за такие копейки, а расходы растут! Мы людям платили зарплату по 20 тысяч рублей в 2008 году — и они были довольными. Сейчас по 60 тысяч платим, а они говорят: спасибо, но хотелось бы больше! То есть расходы растут, а доходы — нет. Этот рынок никто не регулирует, не развивает, просто доят и доят. Рентабельности у бизнеса практически нет, люди работают ради работы. На еду хватит, да и ладно», — возмущается он.
По мнению Ахимова, такая политика государства направлена на то, чтобы выдавить с рынка индивидуальных предпринимателей, мелкие ООО и сконцентрировать весь товарооборот вокруг крупных компаний. «А эти крупные компании принадлежат определенной касте людей, которые миллиардами ворочают», — считает он. На вопрос о том, почему в Татарстане обычно бастуют не так активно, как в других городах, директор ООО «Ак Буре» предположил, что дело может быть в «профилактических» мероприятиях на дорогах. «Когда была акция против весового контроля, людей, которые принимали в ней участие, по городу начали штрафовать по четыре-пять раз за день. Такая «профилактическая» работа ведется. Люди просто боятся. В России же не так, как в Европе, где права людей соблюдаются. У нас чуть-чуть люди начинают бастовать — автозаки пошли, ОМОН», — возмущается дальнобойщик.
МИЛОСТЬ МЕДВЕДЕВА, СРЕЗАВШЕГО ПОВЫШЕНИЕ В 4 РАЗА, НЕ УБЕРЕГЛА ОТ ПРОТЕСТОВ
Стихийные протесты дальнобойщиков проходят в разных регионах России, несмотря на то, что 24 марта правительство объявило о смене планов по повышению тарифов «Платона». Стачка дальнобойщиков прошла вчера примерно в 50 регионах страны. В акции участвуют объединение перевозчиков России (ОПР), межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов (МПВП), а также автоперевозчики многих региональных союзов и ассоциаций.
Среди их требований фигурируют отмена системы «Платон» или передача ее государству, отмена транспортного налога, наведение порядка на весовом контроле, создание инфраструктуры для отдыха водителей на трассах, наконец, предоставление перевозчикам обоснования расчетов акциза на топливо. Также шоферы возмущены тем, что оператор сбора платы — компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) — оставляет себе значительную часть от сбора. При этом компания принадлежит фонду «РТ-Ивест» госкорпорации «Ростех» и сыну «короля госзаказа» Аркадия Ротенберга. Водители говорят, что акция носит бессрочный характер — она будет продолжаться до тех пор, пока требования водителей не будут услышаны. Стояние может продлиться несколько дней, а то и до сезонного закрытия дорог — нарушать законы шоферы не собираются. В РТ весеннее ограничение движения начнется 15 апреля.
В Сургуте подобную акцию прервали полицейские — они погрузили участников в автозак и увезли в отдел. В Энгельсе Саратовской области на стачку водители приехали на 60 фурах. Около 50 грузовых машин собрались на стачку на тюменской объездной дороге. В Рязани на выезде из города припарковались 12 большегрузных автомобилей — участников стачки. Местные СМИ пишут, что дальнобойщики требуют отставки правительства РФ и выражают недоверие президенту. С ними солидарны и дальнобойщики Вологодской области, устроившие стояние в Череповце. К акции присоединились и калининградские дальнобойщики...
Стоит напомнить, что российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, начала работать в России с 15 ноября 2015 года и сразу вызвала негодования среди дальнобойщиков. Водители протестовали против введения платы за проезд по федеральным трассам. Татарстанские шоферы также присоединились к всероссийской акции протеста. 29 ноября 2015 года около 300 человек выступили на митинге против системы «Платон», более 100 человек поддержали их требования в Нижнекамске, еще один митинг в Татарстане против «Платона» прошел тогда в Альметьевске.
Во время одной из таких акций протеста в Казани 25 грузовиков проехали от авторынка на улице Адоратского в сторону Мамадышского тракта и, как отмечали в ГИБДД города, мешали остальным участникам дорожного движения. После организации такого протеста в Казани участники получили протоколы об административном нарушении. Из разных регионов страны на Москву двинулись колонны грузовиков, однако ГИБДД всячески пыталась не допустить движения фур в сторону Первопрестольной. В итоге власть услышала чаяния водителей и снизила тариф с 3,73 рубля за километр до 1,53 рубля.
Первоначально действие льготного тарифа предполагалось до конца февраля 2016 года, однако было продлено. Это несколько снизило напряжение перевозчиков. Тем не менее министр транспорта Максим Соколов еще в феврале выражал надежду, что тариф системы «Платон» в этом году будет повышен до первоначально предполагавшихся 3,06 рубля за 1 км пути. В начале февраля правительство опубликовало постановление о повышении тарифа сразу в два раза с 15 апреля. Однако внезапно от такого хода вновь решили отказаться. Премьер-министр Дмитрий Медведев встретился с представителями дальнобойщиков, после чего уже на следующий день, 24 марта, вышло постановление о повышении только на 25%. С 15 апреля за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам будет взиматься плата не 1,53, а 1,91 рубля за 1 км пути. Кроме того, премьер выступил с поручением проработать вопрос скидок в зависимости от величины пробега транспортного средства по федеральным трассам в системе «Платон».