Когда в регионе проблемы с дорогами и мостами: грузы в отдаленные районы Якутии будут доставлять вездеходами
Об этом ТАСС рассказал председатель совета Якутского регионального отделения Российского союза спасателей Николай Находкин. Правда, грузоподъемность таких вездеходов составляет 2 тонны, еще 1,5 тонны можно везти на прицепе.
«Согласовали с Министерством транспорта и дорожного хозяйства региона совместный пилотный проект испытания вездеходов «Бурлак» по маршруту от города Удачного до села Оленек (расположено на северо-западе Якутии), а также из Удачного до села Эйик. При положительных испытаниях Минтранс Якутии внесет предложения руководству республики о создании единой компании, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и грузов в труднодоступных районах республики», — отметил Николай Находкин.
При этом он пояснил, что команда также попробует маршрут «Накын – Чукар (Нюрбинский район) – Якутск». «Впервые проедем по этим маршрутам в летнее [время] в условиях большой заболоченности», — уточнил собеседник агентства.
Как подчеркнул Николай Находкин, «северный завоз» в России все еще осуществляется по тем же самым схемам, что и в советское время, несмотря на то, что, во-первых, появились новые возможности, а во-вторых, сильно изменились природные условия.
«С тех пор сильно потеплело. Раньше к 7-му ноября можно было из Якутска переехать на другую сторону реки Лены, а сейчас переправа открывается только к Новому году. Для обеспечения северных населенных пунктов, удаленных от судоходных рек, сильно сократилось время работы зимников. Это касается не только арктических районов», — отметил собеседник агентства.
Так, в частности, по данным группы экспертов Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН и Северо-Восточного федерального университета, которые разработали индекс устойчивости зимних дорог в Якутии до 2050-го года, в пяти из шести ключевых районов эксплуатация зимних дорог подвержена повышению температуры воздуха в ближайшем будущем.
«Сейчас используются советские крупнотоннажные грузовые автомобили, которые морально и физически устарели. Тем более что сроки межсезонья и бездорожья увеличились. В республике нет крупной автотранспортной компании, которая могла бы системно обновляться, ремонтироваться, вводить новые виды транспорта. Весь наземный транспорт, используемый для «северного завоза», принадлежит частникам, у которых нет ресурсов на испытания новой техники и развитие», — пояснил эксперт.
Например, время доставки строительного материала водным транспортом до административного центра Эвено-Бытантайского улуса — села Батагай-Алыта — составляет около 400 суток. «С новой техникой возможно завозить СЗПТ за четверо суток. Это в 100 раз быстрее», — подчеркивает Николай Находкин.