В России уточнили требования к дорожным камерам
В настоящее время власти регионов при установке дорожных камер руководствуются ГОСТом и рекомендациями Минтранса, но они необязательны для применения, ссылаться на них при обжаловании штрафов водители не могут. Принятый 18 мая документ вводит законодательное регулирование процесса.
В утвержденном законопроекте закреплен перечень из десяти оснований для установки камеры на том или ином участке дороги. Среди них: аварийно опасные участки (где за год произошли три однотипных ДТП с пострадавшими или пять разнотипных); места производства дорожных работ; зоны, где запрещена остановка и стоянка; автобусные полосы, перекрестки и пешеходные переходы, а также места, определенные ГИБДД. Основанием для введения контроля также будет то обстоятельство, что ранее на перекрестке произошли четыре (и более) мелкие аварии без пострадавших. За городом зона контроля камеры не должна начинаться ближе, чем через 150–300 м после предупреждающей таблички, в населенном пункте — не ближе, чем через 100 м после знака.
Установку дорожных камер должны согласовывать между собой ГИБДД, владелец дороги и местные власти.
Передвижные камеры будут передислоцировать после «прекращения обстоятельств», послуживших причиной для их установки (к примеру, после окончания дорожных работ или после снижения аварийности). Решение о демонтаже стационарной камеры принимается владельцем дороги, местными властями и ГИБДД.
Местные власти должны передавать в МВД точные данные об установке камер и перечень фиксируемых нарушений — эту информацию разместят в общем доступе в Сети.
Администрации регионов будут нести расходы по содержанию камер (включая почтовые по рассылке штрафов) и передавать фотовидеоматериалы ГИБДД.
В ближайшее время поправки утвердит Совет Федерации, затем их подпишет президент РФ. Вступление в силу запланировано на 1 сентября 2024 года. Установленные до этой даты комплексы разрешат использовать, если это не станет противоречить новому закону, в противном случае их нужно отключить и демонтировать.
Со вступлением в силу закона можно будет обжаловать штраф с не обозначенной по правилам камерой.
В связке с принятым законом должны быть приняты поправки к КоАП, исключающие вынесение штрафов, если нарушения ПДД были зафиксированы не отвечающими новым правилам камерами.
В РФ на конец 2022 года действовали 23,8 тысячи стационарных дорожных камер, на 21% больше, чем в 2021-м. Но мобильных комплексов стало меньше — 3,2 тысячи штук, минус 5,7%.