Коммерческие перевозчики в РФ попросили снизить стоимость проезда
В России ежегодно проводится так называемая «весенняя просушка»: она необходима для того, чтобы предотвратить разрушение региональных дорог тяжеловозами.
Минтранс отменил ограничения на федеральных трассах еще в 2018 году: такое решение было принято из-за улучшения их нормативного состояния. Однако региональные дороги по-прежнему далеки от «нормы», так что их приходится «просушивать». При этом каждый регион самостоятельно устанавливает как временной промежуток (как правило, это период с марта по май), так и максимальную нагрузку на ось. К примеру, в республике Алтай допустимая осевая нагрузка составляет 5 тонн для одиночной, 4 тонны для 2-осной и 3 тонны для 3-осных тележек; для сравнения, в Архангельской области установлено ограничение на 3,5 тонны вне зависимости от количества осей грузовика.
Участники отрасли коммерческих перевозок обратились в Министерство транспорта РФ с предложением снизить стоимость спецразрешений, действующих в период весенних ограничений. Речь идет о проезде в те регионы, в которых сейчас более половины дорожного покрытия уже приведено в нормативное состояние.
Сейчас большинству перевозчиков во время «весенней просушки» приходится объезжать региональные трассы, это приводит к тому, что время доставки грузов увеличивается примерно на 1-5 часов (в зависимости от направления пути). Если же автодорогу объехать нельзя, либо важен именно быстрый срок доставки, компаниям требуется оформить так называемое «специальное разрешение». При этом цена такого пропуска может доходить до 280 тыс. рублей в месяц, а себестоимость перевозки в среднем вырастает на 23%.
Отметим, обусловленные «просушкой» ограничения не распространяются на перемещение продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарств. Согласно приказу Минтранса, при перевозке крупногабаритных и проектных грузов разрешения выдаются только на те из них, которые нельзя разделить на части без потери потребительских свойств.
Одним из минусов для грузоперевозчиков является требование оформлять электронный пропуск за пять дней до поездки. Это значит, что внести изменения, например, указать другой тяжеловоз или подкорректировать маршрут, оперативно не выйдет. В логистических компаниях пояснили, что расходы на оформление пропусков перевозчики закладывают в конечный тариф для клиента, так что платить «по счету» в итоге приходится конечным потребителям.
Еще российские логистические компании предлагают: внедрить механизм, который позволит отслеживать состояние региональных дорог; расширить возможности портала ФГКУ Росдормониторинг (чтобы пользователи видели обоснования, согласно которым регионы определяют ограничения по нагрузке на ось и стоимость пропуска); сократить срок рассмотрения заявки на получение спецразрешения с 5 до 1 дня. Есть и другие идеи, которые участникам отрасли хотелось бы обсудить с Минтрансом.