Одиннадцатый пакет санкций ЕС
Как стало известно агентству Bloomberg, в него также может войти запрет на ввоз российских прицепов на территорию ЕС, что еще больше усложнит автомобильные перевозки с Европой и вызовет рост тарифов, поскольку вместо перецепки будет чаще использоваться перегрузка, которая требует больше дополнительных расходов. В основном же новый пакет санкций будет направлен на то, чтобы ограничить импорт в Россию санкционных товаров через третьи страны. С этой целью планируют утвердить механизм, который позволит принимать санкционные меры в отношении таких государств.
Как рассказали агентству Bloomberg его источники, Еврокомиссией готовится новый правоприменительный механизм, который позволит создавать два санкционных списка: один — из ключевых товаров, запрещенных или ограниченных к поставкам в Россию, а другой — из каналов, по которым санкционные товары все-таки доставляются в Россию.
В рамках второго списка под санкционные ограничения могут попасть компании из третьих стран, которые помогают России обходить санкции и получать запрещенные товары. Однако, по мнению источников издания, вряд ли в первое время такие меры затронут Китай. Скорее всего, они будут нацелены на ближайших соседей России, в том числе Казахстан.
Правда, чтобы принять такой механизм, потребуется согласие всех стран-членов Евросоюза, с чем на самом деле могут возникнуть сложности.
Напомним: еще летом прошлого года Министерство финансов США составило перечень из 18 стран, которые помогают России обходить санкции. Из ближайших соседей в этот список вошли Казахстан, Армения, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
При этом Казахстан с 1-го апреля ввел систему, которая обязует непосредственно перед пересечением границы оформлять сопроводительные накладные на товары, как экспортируемые из Казахстана в страны ЕАЭС, в том числе и в Россию, так и импортируемые в Казахстан из стран ЕАЭС.
Что примечательно, запуск системы последовал после того, как республику посетил госсекретарь США Энтони Блинкен. Считается, что такой механизм поможет контролировать поставки в Россию, осуществляемые через Казахстан, и при необходимости их ограничивать.
Напомним также, что в начале марта уже отмечались проблемы с транзитом европейских товаров через территорию Турции (он просто блокировался). Причиной «затруднений» называли в том числе сбои таможенной системы, однако по времени они тоже совпали с визитом в страну Энтони Блинкена.
В рамках нового пакета санкций Еврокомиссия рассчитывает также расширить перечень товаров, запрещенных к транзиту по территории России. В него могут включить некоторые виды транспортных средств, технологии и товары, которые относятся к оборонной, авиационной или космической промышленности, продукты переработки, в которых используются попавшие под санкции металлы, и пр.
Напомним: ранее, в соответствии с десятым пакетом санкций, был принят запрет на транзит по территории России товаров двойного назначения. Он вступил в силу с 27-го марта.
Кроме того, по данным Bloomberg, с новым пакетом санкций может быть введен запрет на ввоз на территорию Евросоюза прицепов с российской регистрацией. Прежде, кстати, Польша предлагала включить в ограничения такую меру, однако тогда она не была принята.
Зато позже, в марте, в Польше прошла забастовка местных перевозчиков, которые как раз таки в числе прочего требовали запретить использование российских и белорусских прицепов.
Напомним: сейчас въезд в Евросоюз запрещен только для грузовых автомобилей и тягачей российской и белорусской регистрации. На прицепы ограничения не распространяются, благодаря чему активно используется перецепка на границе Беларуси или России со странами ЕС.
Если же в санкции включат и прицепы, то это существенно снизит возможности перецепки и главным образом оставит возможным вариант с перегрузкой товаров, которая требует больше времени и финансовых расходов (на аренду необходимого оборудования — погрузчиков и т.п., найм грузчиков, аренду складских мест и пр.).
В то время как перецепка занимает в среднем 4-5 часов, на перегрузку обычно уходит несколько дней, вплоть до недели, а для негабаритных грузов — до 2-3 недель.
Одиннадцатый санкционный пакет ЕС также должен уточнить правила уже введенных запретов на вход судов под российским флагом в порты ЕС и на использование портовых услуг. Одновременно в рамках нового пакета в санкционные списки могут включить еще около 30 физических и юридических лиц.
По данным источников Bloomberg, одиннадцатый санкционный пакет ЕС в отношении России рассчитывают утвердить перед саммитом G7, который состоится 19-21 мая в Хиросиме.
Кстати, ранее издание сообщало, что на этом саммите лидеры стран «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия) планируют обсудить введение полного запрета на экспорт товаров в Россию, сделав исключение только для продовольствия и медикаментов. Правда, далеко не все страны из G7 такое решение поддерживают.