Польские перевозчики требуют запретить ввоз белорусских и российских прицепов
Как рассказали в польской Ассоциации перевозчиков ZMPD, одним из требований является запрет на перемещение по территории Польши прицепов с белорусской и российской регистрацией. Кроме того, польские перевозчики выступают за то, чтобы для украинских перевозчиков вернули необходимость получать двусторонние разрешения.
В целом, бастующими заявлено четыре требования. Помимо ограничений для белорусских и российских прицепов и восстановления разрешительной системы для украинцев, польские перевозчики также просят ввести запрет на регистрацию для транспортных компаний с российским и белорусским капиталом и ответственность грузоотправителя за неоплату транспортных услуг.
Чтобы обратить внимание на свои требования, бастующие из разных населенных пунктов Польши (Дорохуск, Люблин, Тересполь, Бяла-Подляска, Лосице, Вышкув и др.) съедутся к Варшаве и проедут по дороге вокруг столицы. Заезжать в нее сейчас они не планируют (то есть транспортное сообщение в городе не должно нарушиться), однако забастовка является предупредительной. Если требования перевозчиков не будут услышаны, не исключено, что она повторится.
Российские и белорусские прицепы
Несмотря на то что в апреле прошлого года в результате санкций ЕС грузовым транспортным средствам под российскими и белорусскими номерами запретили въезд в Евросоюз, прицепов эти ограничения не коснулись.
На данный момент белорусские и российские прицепы действительно не только спокойно перемещаются по территории стран ЕС, в том числе и Польши, — они активно используются для грузовых перевозок. Поскольку после ответных мер со стороны Беларуси и России грузовые перевозки со странами ЕС выполняются главным образом по схеме перецепки в приграничной зоне РБ или РФ.
Ранее, в конце января, когда готовился очередной санкционный пакет, Польша выступала за то, чтобы включить в него и запрет на ввоз в ЕС белорусских и российских прицепов, однако в итоге ее предложение не было услышано.
Если сейчас бастующие перевозчики продавят ограничения для прицепов хотя бы на территории Польши, это увеличит стоимость доставки товаров (вместо перецепки будет использоваться перегрузка, которая требует больше времени и дополнительные финансовые расходы) и перенаправит еще больший грузовой поток на Литву.
При этом нагрузка на приграничную инфраструктуру Литвы сейчас и без того выросла: после того как Польша оставила на границе с Беларусью только один пункт пропуска для грузовиков («Козловичи/Кукурыки») и разрешила обслуживание в нем только европейского транспорта, транспортные компании стали все чаще выстраивать свои маршруты через Литву.
Компании с российским и белорусским капиталом
Как раз недавно сообщалось, что в разных районах Польши проходят массовые проверки компаний предположительно с российским и белорусским капиталом. В проверках участвуют сразу несколько ведомств: инспекция дорожного транспорта, налоговая служба, пограничная охрана, инспекция труда, строительный надзор.
Как уточнял главный инспектор дорожного транспорта Алвин Гаядхур, если в результате у таких компаний будут обнаружены серьезные нарушения, у них могут отозвать разрешение на выполнение перевозок.
В целом, компании с российским и белорусским капиталом составляют конкуренцию польским перевозчикам, пользуясь, как подчеркнул в свое время член правления Ассоциации ZMPD Кароль Рыхлик, всеми теми привилегиями, которые даются польским фирмам.
Разрешения для украинских перевозчиков
Со стороны украинских перевозчиков, для которых сейчас отменили необходимость получения двусторонних разрешений, польские компании тоже ощущают конкуренцию. Поскольку с отменой разрешительной системы они получили свободный выход на рынок, где могут демпинговать.
«Украинские грузовики перемещаются по ЕС без разрешений и по более низким тарифам, — указывается в сообщении Ассоциации ZMPD. — Бывают ситуации, когда украинские рефрижераторы въезжают в Польшу пустыми, собирают грузы и везут, например, во Францию».
При этом бастующие перевозчики подчеркивают, что ситуация сейчас на рынке сложная: ставки падают, а эксплуатационные расходы, наоборот, только растут.