Нехватка комплектующих добралась до «Платона»
Министерство транспорта РФ уже подготовило проект соответствующего документа и опубликовало его на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В соответствии с ним бортовые устройства с истекшим сроком действия можно будет использовать еще на протяжении двух лет.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, необходимость продлить срок службы бортовых устройств «Платона» возникла на фоне санкций, которые, в свою очередь, привели к срыву поставок широкого перечня товаров, оборудования и пр. из т.н. «недружественных стран» (в том числе ЕС и США), на фоне чего российские компании вынуждены искать новых поставщиков. В связи с этим имеется и «риск нарушения поставок электронных компонентов, необходимых для производства бортовых устройств», подчеркивают в министерстве.
При этом только в течение 2023-2024 годов замене подлежат как минимум 700 тыс. трекеров «Платона». В отсутствии достаточного количество новых устройств их замена, по сути, является невыполнимой задачей.
В то же время именно использование бортовых устройств — наиболее популярный способ оплаты проезда по дорогам (эта обязанность, напомним, распространяется на грузовые автомобили разрешенной массой более 12 тонн, следующие по федеральным трассам).
Другой способ — через составление маршрутной карты — более затратный по времени и в принципе не очень удобный, поскольку, например, при необходимости смены маршрута перевозчик вынужден оформлять и новую маршрутную карту.
Таким образом, если перевозчики не смогут вовремя заменить бортовое устройство, с которого плата за проезд списывается просто при движении грузовика через специальную «рамку», существует риск массовой неоплаты в рамках системы «Платон» и таких же массовых штрафов за отсутствие этой платы.
Как следствие, Министерство транспорта предлагает продлить срок замены всех бортовых устройств, введенных в эксплуатацию до 31-го декабря 2023-го года, еще на 24 месяца (то есть: на два года) с момента окончания срока действия трекера.
Как подчеркивают в ведомстве, такой довольно длительный срок устанавливается для того, чтобы российские компании, выпускающие устройства, могли не просто найти новых поставщиков комплектующих, но и наладить собственное производство электронной компонентной базы.
Еще в начале 2020-го года оператор «Платона» временно приостановил выдачу бортовых устройств. Тогда перевозчикам сразу выдавали старые, но перепрограммированные трекеры, а потом срок службы старых устройств продлили в общей сложности на полгода.
В том случае проблемы с заменой трекеров объясняли коронавирусными ограничениями в Китае, сорвавшими поставки комплектующих из этой страны.
Таким образом, получается, основные поставки комплектующих идут из Китая, а Китай на данный момент «недружественной страной» для России не является.