Грузовики будут резервировать время пересечения российской границы
Напомним: две недели назад в законопроект, который ранее был принят в первом чтении с довольно простым посылом — дать Правительству право определять порядок проезда транспортных средств к границе, решили внести изменения. Однако то ли ошиблись в точности формулировки, то ли действительно хотели ограничить возможности выезда за границу, но эти предлагаемые изменения сразу же вызвали испуг и недовольство среди россиян.
Потому что звучали поправки тогда на самом деле «угрожающе»: в них заявлялось, что пересечение границы должно осуществляться «в зарезервированные дату и время», причем, как следовало из того, как были составлены слова в предложения, такое нововведение должно было затронуть все транспортные средства — не только перевозчиков, но и в принципе «граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства».
Потом, правда, авторы поправок принялись уверять, что имели в виду совсем другое — только грузовые автомобили, а потом и вовсе забрали законопроект на доработку.
Сейчас же отредактированные поправки в законопроект уже подготовлены, а сегодня, 7-го февраля, их одобрили во втором чтении. И в документе действительно, как обещали авторы инициативы, особый порядок пересечения российской границы вводится только для грузовиков.
По сути, для них запускают электронную очередь, которую, кстати, уже давно ждут международные перевозчики и которая, в идеале, должна упростить их работу. Электронная очередь позволит заранее бронировать время пересечения границы и тем самым упорядочит и систематизирует размещение грузовиков в пунктах пропуска, равномерно распределив их подъезд к границе.
При этом, однако, такая система будет действовать не во всех, а только в отдельных пограничных переходах, перечень которых определит Правительство РФ. Скорее всего, это будут те пункты пропуска, которые регулярно страдают от наплыва грузовиков.
Например, МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией, где в прошлом году даже запустили свой вариант системы — «полуэлектронную» очередь (потому что регистрироваться в ней можно только через очное появление на специальном посту). Или МАПП «Чернышевское» — единственный работающий на данный момент пункт пропуска на границе Калининградской области с Литвой. Или МАПП «Забайкальск» — самый популярный, наверное, пункт пропуска на границе с Китаем, где недавно даже был скандал вокруг группы людей, пытавшихся узурпировать под себя живую очередь из грузовиков.
Точный перечень пограничных переходов с обязательной электронной очередью для грузовиков в Правительстве должны будут подготовить к 1-му сентября 2023-го года. Потому что именно с 1-го сентября 2023-го года система и должна стартовать.
К этому времени, кстати, Министерство транспорта РФ и подчиненные ей организации должны будут успеть соответствующим образом оборудовать подъезды к границе, создав там, в частности, специальные зоны, где водители грузовиков смогут ожидать своего времени заезда в пункт пропуска.
Как можно понять из законопроекта, услуга по бронированию электронной очереди в российских пунктах пропуска будет бесплатной.
В целом, для брони будет использоваться Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), запущенная в России с 1-го сентября прошлого года в рамках перевода автомобильных грузовых перевозок на электронный документооборот.
Правда, эту систему подключат к электронной очереди только после 1-го марта 2024-го года, а до этого резервирование времени и даты пересечения границы, судя по всему, будет осуществляться через платформы Министерства транспорта РФ или подчиняющихся ему структур.
Впрочем, стоит подчеркнуть, что на данный момент законопроект еще полностью не принят — ему еще предстоит третье чтение и одобрение в верхней палате парламента.