Россия и Беларусь проверят навигационные пломбы на лесоматериалах
О запуске пилотного проекта уже объявили в пресс-службе Министерства транспорта РФ, а накануне и премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал соответствующее постановление. Эксперимент продлится до 1-го июня 2023-го года.
Как подчеркивается в документе, участие в эксперименте будет добровольным. При этом его участникам (грузоотправителям, грузополучателям, экспедиторам или автомобильным перевозчикам) придется заплатить за использование навигационных устройств.
В России использование одной пломбы в течение одних суток сейчас стоит 5 429 рублей, а с 1-го марта увеличится до 6 243 рублей.
В Беларуси стоимость одной пломбы составляет 10 базовых величин (370 белорусских рублей или около 10 200 российских рублей).
Правда, в Беларуси цена устройства является фиксированной, а в России она возрастает с каждым дополнительным днем транзита.
Предполагается, что эксперимент будет распространяться на лесоматериалы и продукты деревообработки, идущие на экспорт из Беларуси за пределы ЕАЭС, под кодом ТН ВЭД 4407 (какие именно виды продукции участвуют в пилотном проекте можно посмотреть здесь).
Электронные навигационные пломбы на такие грузы будут ставить непосредственно при погрузке на территории Беларуси. Заезжать на территорию России машины с лесоматериалами должны будут через контрольные пункты на белорусско-российской границе — «Красное», «Рудня» и «Красный Камень», а выезжать из России — только в Азербайджан через МАПП «Яраг-Казмаляр» или в Казахстан через пункты пропуска «Маштаково», «Бугристое» и «Петухово».
Устройства с грузовых отсеков будут снимать именно при выезде из России.
На время эксперимента работа российского (ООО «Центр развития цифровых платформ») и белорусского (РУП «Белтаможсервис») операторов пломбирования будет синхронизирована. С этой целью, как уточнили в Министерстве транспорта РФ, уже проведена интеграция информационных систем двух стран.
То есть, получается, отслеживать перемещение транспортных средств с белорусскими лесоматериалами смогут одновременно и в Беларуси, и в России, обмениваясь при этом необходимыми данными.
В целом, эксперимент является подготовкой к запуску единой системы навигационного отслеживания определенных групп товаров на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В прошлом году, напомним, было подписано соглашение о применении электронных навигационных пломб в ЕАЭС. В соответствии с ним впоследствии точно будет сопровождаться навигационными устройствами перевозка на территории Союза алкоголя, табачных изделий и санкционной продукции (той, которая запрещена к ввозу хотя бы в одну страну ЕАЭС). Однако перечень обязательных грузов для использования пломб могут расширить.
На данный момент соглашение проходит ратификацию в странах Союза. Кроме того, ведется работа по принятию дополнительных нормативно-правовых актов, регулирующих применение навигационных устройств.