Производство грузовиков в России по итогам 2022 года просело на 25%
Такая ситуация в отечественном автомобилестроении стала следствием санкций, введенных ЕС, США и др. странами после 24-го февраля 2022-го года. Они, во-первых, приостановили поставки в Россию необходимых автокомплектующих из указанных стран (их впоследствии назвали «недружественными»), а во-вторых, сама геополитическая обстановка, сложившаяся после 24-го февраля, подтолкнула к уходу с российского рынка крупных мировых автопроизводителей.
В частности, свое производство в России свернули MAN, Ford, Scania, Iveco, Mercedes-Benz и др.
При этом российские предприятия — «КамАЗ», «ГАЗ», «Урал» — продолжали работать, однако из-за недостатка комплектующих (особенно в первой половине 2022-го года, пока еще не были хоть как-то налажены поставки из т.н. «дружественных» стран и способности к импортозамещению) выпуск транспортных средств пришлось существенно сократить или вообще остановить.
Так, например, «Автоваз» в течение весны регулярно находился в простое, выходя из него на небольшие промежутки времени, и только с середины августа начал возвращаться к полному пятидневному режиму.
А тот же «КамАЗ» только в феврале этого года приступил к производству санкционно устойчивых, как уверяют в компании, грузовиков последнего поколения К5 (то есть, не зависимых от поставок комплектующих из т.н. «недружественных» стран). До этого выпуск таких транспортных средств был существенно ограничен сохранившимися складскими запасами автокомпонентов.
В результате, производство грузовых автомобилей по итогам 2022-го года сократилось на 24,3% (выпущено 141 тыс. транспортных средств), а легковых автомобилей — на 67% (изготовлено 450 тыс. транспортных средств).
При этом, однако, выпуск прицепов и полуприцепов в 2022-м году, наоборот, нарастили. Так, большегрузных прицепов и полуприцепов отечественными предприятиями было произведено на 7,3% больше, чем в 2021-м году, а прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, воды и др. жидкостей — на 6,7% больше.
Кроме того, стоит отметить, что темпы производства как грузовых, так и легковых автомобилей существенно увеличились к концу года: в декабре 2022-го года грузовиков было выпущено на 35,9% больше, чем в ноябре, легковых автомобилей — на 70% больше.