Эксперты не верят в рост российского рынка LCV в 2023 году
Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) опубликовало прогноз по продажам новых LCV в 2023 году. Предложены три сценария – пессимистичный, базовый и оптимистичный, – которые связаны в том числе с развитием внешнеполитических событий. Впрочем, какие-то факторы у трех сценариев общие.
Например, эксперты не строят иллюзий по поводу отмены санкций в отношении РФ (в том числе национальных перевозчиков). Они учтены даже в оптимистичном сценарии, а в пессимистичном рассматривается вероятность введения дополнительных ограничений. Во все сценарии также заложено незначительное увеличение объемов внутренних перевозок «за счет присоединения новых территорий».
Эксперты убеждены, что в 2023 году вырастут продажи у группы ГАЗ и «Соллерс Авто» (коммерческие модели УАЗ, а также малотоннажники «Атлант» и «Арго» под собственным брендом). Ждут на рынке и новые малотоннажники китайского производства. В пессимистичном сценарии рассматривается лишь незначительное увеличение рыночных показателей у этих брендов. Дилерские запасы LCV западных производителей (Citroen, Ford, Peugeot, Volkswagen и др.) будут распроданы в I квартале 2023 г., а их дальнейшее производство либо импорт не будут возобновлены.
Единодушны эксперты и в отношении даты начала продаж электрического фургона Lada e-Largus. В агентстве считают, что машины поступят в дилерскую сеть «не ранее сентября 2023 года», вот только даже на «АвтоВАЗе» во время премьеры аккуратно назвали сроки выпуска пробной (не серийной!) партии: конец 2023 года. Так что на конъюнктуру рынка LCV в 2023 году электрический «Ларгус» повлияет едва ли.
Параллельный импорт не станет значимым фактором восстановления рынка, убеждены в НАПИ. Поставки малотоннажников по этому механизму «будут небольшими из-за их высокой цены, невозможности полноценного гарантийного и сервисного обслуживания, неприспособленности этих автомобилей для российских условий эксплуатации».
Главными переменными, влияющими на объем рынка новых LCV в 2023 году, эксперты называют состояние российской экономики (по базовому прогнозу ВВП сократится на 0,4% при инфляции в 10%, по пессимистичному ВВП снизится на 2,5% при инфляции в 15%, а в оптимистичном – вырастет на 0,5% при инфляции в 7,5%) и успешность «поворота на Восток», то есть показатели продаж LCV китайских марок и товарооборота со странами Азии.
В соответствии с базовым сценарием, на российском автомобильном рынке в 2023 г. останутся в основном отечественные, а также китайские бренды и небольшое количество автомобилей, ввозимых по параллельному импорту. Совокупный объем рынка снизится с прошлогодних 75,2 тыс. (данные «Автостата») до 74,07 тыс., то есть падение составит 1,9%.
Оптимистичный сценарий предполагает схожую структуру рынка, однако значительный рост продаж российских и китайских брендов, а также переориентация международных перевозок на восточное направление позволят рынку LCV достичь отметки в 82,69 тыс. проданных машин по итогам 2023 года (+10%).
Наконец, по пессимистичному сценарию (слабый рост продаж у действующих игроков, падение экономики и ужесточение санкций, а также частичная поддержка антироссийских санкций Китаем и другими азиатскими странами) рынок новых LCV не превысит отметки в 67,41 тыс. автомобилей (–10%).
По данным агентства «Автостат», в 2022 году российский рынок легкого коммерческого транспорта упал на 47,8% к показателям прошлого года (до 75 220 ед.). Лидерами сегмента остаются группа ГАЗ (37 893 ед., –41,4%), УАЗ (13 327 ед., –23,0%), Ford (7437 ед., –63,6%), Lada (7046 ед., –53,1%) и Peugeot (1946 ед., –70,7%).