Обещают льготные тарифы: игры с «беспилотниками»
По крайней мере, это следует из подготовленного Министерством транспорта проекта Постановления Правительства РФ. Документ предусматривает выделение субсидий операторам беспилотной грузовой перевозки, благодаря чему они будут снижать стоимость за оказанные услуги.
Напомним: в октябре прошлого года для трассы М-11 «Нева» ввели специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР), который позволяет выполнять на дороге коммерческие перевозки грузов беспилотным транспортом.
Однако, как легко предположить, на данный момент тарифы на грузовые перевозки с применением беспилотных технологий должны быть выше обычных. Это может оттолкнуть грузовладельцев от участия в эксперименте. Тем более что они (вполне обоснованно) будут опасаться за сохранность груза, который везет «самоуправляемый» автомобиль.
Чтобы повысить интерес к проекту и сделать участие в нем привлекательным для грузовладельцев, и вводятся льготные тарифы на перевозку грузов беспилотным транспортом. На соответствующие субсидии в федеральном бюджете на 2023-й год уже даже предусмотрено выделение чуть более 41 млн. рублей.
При этом льготные тарифы будут только на 10% меньше полных тарифов, установленных для беспилотных грузовиков. Разницу в эти 10% оператору беспилотной грузовой перевозки и будут компенсировать из федерального бюджета.
Для получения субсидий оператор должен будет заключить соответствующее соглашение с Министерством транспорта РФ и каждый месяц предоставлять отчет о расходах с указанием выполненных грузоперевозок по льготным тарифам. Именно на основании этого отчета операторы и будут получать субсидии. То есть, выделение субсидий будет ежемесячным.
Пока подготовленный проект постановления предусматривает льготную тарификацию беспилотных грузовых перевозок только на 2023-й год, хотя сам экспериментальный правовой режим на трассе М-11 «Нева» установлен сроком на три года — почти до конца 2025-го года.
Что касается операторов беспилотных грузовых перевозок, то к ним, естественно, для получения субсидий будут предъявляться определенные требования (отсутствие задолженности по налогам, сборам и т.п., отсутствие процесса ликвидации или реорганизации или запущенной процедуры банкротства, доля иностранного участия менее 50% и пр.).
Однако сам круг операторов изначально ограничен условиями экспериментального правового режима.
Так, в соответствии с этим режимом операторами беспилотных грузовых перевозок признаны четыре компании:
· ООО «Глобалтрак Лоджистик»,
· ООО «Агро-авто»,
· ООО «НПО «СтарЛайн»»,
· ООО «Сельта».
Правда, в пояснительной записке к подготовленному сейчас Министерством транспорта проекту постановления почему-то указано, что «в настоящее время оператором беспилотной грузовой перевозки является ООО «Инновационный центр «КамАЗ»»». Хотя согласно экспериментальному правовому режиму «КамАЗ» определен только как производитель высокоавтоматизированных транспортных средств.
Что еще интересно, по каким критериям будет устанавливаться полный тариф на перевозку грузов беспилотными грузовиками? Ведь автомобильные тарифы, в отличие от тех же железнодорожных, не регулируются государством — их размер зависит от ситуации на рынке.
Как будут перевозить грузы беспилотным транспортом?
В целом, предусматривается два варианта тестирования высокоавтоматизированного транспортного средства на трассе М-11 «Нева». Первый вариант предполагает обязательное присутствие на водительском сидении водителя-оператора, чтобы он в любой момент мог перехватить управление автомобилем на себя. А вот второй вариант является более технологичным, когда управление автомобилем осуществляется дистанционно с помощью диспетчера. Правда, и в последнем случае в кабине должен присутствовать специалист (инженер-испытатель), но уже необязательно на месте водителя.
При этом беспилотный грузовик можно будет использовать только в подходящей для него среде штатной эксплуатации (дорожные, инфраструктурные, погодные и пр. условия). Если транспортное средство выходит из этой среды, управление им переводится в обычный ручной режим.
Что примечательно, в правилах получения субсидий и, как следствие, установления льготных тарифов, как раз оговаривается, что при доставке грузов высокоавтоматизированное транспортное средство может двигаться как в автоматическом, так и в ручном режиме управления.
Стоит также отметить, что в самом конце прошлого года аналогичный экспериментальный правовой режим был отдельно введен для 38 регионов России, разрешив тем самым на их территории беспилотные коммерческие перевозки грузов и пассажиров.
Однако про льготные тарифы в этом случае в Министерстве транспорта РФ пока не упоминали.