Для Музея транспорта Москвы восстановили редчайший троллейбус эпохи Хрущева
Много лет эта машина ржавела на задворках Мосгортранса, лишь недавно ее решили привести к первозданному состоянию для последующей демонстрации в основной экспозиции вновь созданного Музея транспорта Москвы (МТМ).
Неофициальные фото «переродившегося» ЗИУ-5Д опубликовал телеграм-канал «Retrobus — непосредственный впрыск». Утверждается, что на проект потратили более 17 млн рублей из бюджета МТМ. ЗИУ-5Д до реставрации пребывал в плачевном состоянии — сгнили большинство наружных и часть внутренних деталей кузова. Салон был в состоянии низкой комплектности, поскольку еще при жизни машину переделали для службы безопасности движения, а позднее использовали как сарай для хранения велосипедов.
Перед самым завершением реставрации «рогатого» случайно повредили при буксировке — пришлось провести повторные ремонтные работы и заказать для троллейбуса новую правую половину лобового стекла.
Ценность конкретно этого экземпляра еще и в том, что он был последним ЗИУ-5 на маршрутах Москвы, финальный выезд машины состоялся в 1993 году — в составе исторического парада в честь 60-летия столичной троллейбусной сети.
Семейство ЗИУ-5 выпускали с 1959 по 1972 год на заводе имени Урицкого (Тролза) в Энгельсе Саратовской области. Вплоть до конца 70-х это был основной троллейбус в городах СССР. Хотя за весь период выпустили в сумме более 16 тысяч ЗИУ-5, до наших дней дожили единицы таких машин: они находятся в музеях. «Пятерка» имела стальной сварной несущий каркас и внешние панели из алюминиевого листа — они крепились к каркасу самолетными заклепками. Салон ЗИУ-5 вмещает до 122 пассажиров (сидячие + стоячие места), троллейбус оснащался 95-киловаттным тяговым электродвигателем.