Казахстан хочет сам
О проблеме сообщили в БАМАП, предупредив автоперевозчиков «учитывать данную информацию» в планировании работы на казахстанском направлении.
Претензии Инспекции транспортного контроля Республики Казахстан возникли к грузам ЕС, полученным в Беларуси методом перегрузки или перецепки.
Согласно позиции контролеров, первоначальный перевозчик, который загрузил фуру на территории ЕС, обязан располагать разрешением Казахстана на осуществление операции, которое должно передаваться последующему перевозчику. Отсутствие документа влечет административную ответственность за нарушение требований пп. 48 и 51 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок. В данных пунктах указано: перевозка груза в Казахстан из третьих стран с перегрузкой, погрузкой или выгрузкой товара на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза, осуществляется при наличии разрешения из третьих стран на территорию РК.
Поясняя причины таких требований, игроки транспортной отрасли Казахстана говорят о неравной конкуренции местных перевозчиков с европейскими.
«Прицеп нельзя перецеплять, — заявил гендиректор Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Ерлан Абсатов в беседе с lsm.kz. — То есть, если он следует одним грузом одной компании, перевозка должна быть осуществлена до конца одной компанией. Норма действует с 2017 года и не была принята в текущей ситуации. Нет никакой дискриминации в отношении российских и белорусских компаний, потому что эта норма действует также для казахстанских перевозчиков».
Летом 2022 года конфликт удалось погасить. 1 июля Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана издало приказ № 378, приостановив действие требований до 1 января 2023 года. Повторение ситуации с задержаниями грузовиков стало неожиданностью.
Как пояснили в АСМАП, восстановление Казахстаном запрета на перевозки с перецепкой или перегрузкой на транспортное средство, зарегистрированное в государстве, отличном от государства первоначального перевозчика, «нарушает как положения Конвенции КДПГ, так и статьи 11 Соглашения о международном автомобильном сообщении».
12 сентября Минтранс России отправил в МИИР письмо, сообщив о задержании грузовиков российских компаний-перевозчиков ООО «АвтоТранзит», ООО «СВ-Транс» и ООО «Траско», не сумевших предоставить контролерам разрешение на перевозку в/из третьих стран, выданное предшествующему перевозчику — резиденту ЕС, с которым осуществлялась перецепка.
В письме российского ведомства — просьба «исключить случаи предъявления необоснованных требований к российским автоперевозчикам, а также освободить задержанные транспортные средства без наложения административных штрафов за нарушение требование разрешительной системы Республики Казахстан»
На период урегулирования ситуации АСМАП попросил перевозчиков «воздержаться от выполнения указанных выше перевозок в Казахстан».