Грузы ушли из Санкт-Петербурга: трафик грузовиков на трассе М-11 упал на 40%
На самом деле причин здесь несколько, подчеркивают игроки рынка. В том числе и сам факт того, что трасса М-11 является платной для проезда, что в ситуации ухудшения финансового положения перевозчиков, естественно, играет свою роль.
Однако основной причиной Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic, называет все-таки действие западных пакетных санкций и нежелание многих иностранных компаний работать в России и сотрудничать с местным бизнесом.
«Экономика Ленинградской области и всех деловых центров РФ напрямую связана с грузооборотом портов, а он в марте этого года начал катастрофически падать. Больше всех пострадал Большой порт Санкт-Петербурга, где снижение составило не менее 50%», — говорит Кирилл Латинский.
Это произошло потому, что значительная часть товаров, перевалка которых ранее осуществлялась в портах, а также сами некоторые российские импортеры и экспортеры попали под санкции.
«Крупнейшие мировые судоходные компании практически полностью приостановили заход в морские гавани Санкт-Петербурга и оставили мощности лишь для транспортировки некоторых грузов — продуктов питания, лекарственных препаратов и т.п. Введение санкций ограничило возможности трансшипмента в портах ЕС для грузов, следующих как в Россию, так и из нее», — поясняет эксперт.
Кроме того, он напоминает, что большинство иностранных компаний, заявивших о приостановке деятельности на территории РФ, базировалось именно в Ленинградской области и Центральном федеральном округе, между которыми всегда был самый статистически значимый грузопоток.
Все это привело к дисбалансу грузового потока между Ленинградской областью и остальными регионами России и, естественно, отразилось и на тарифах, отмечает Кирилл Латинский.
«Стоимость доставки грузов в Санкт-Петербург и Ленинградскую область значительно выросла, а цены на перевозки в обратную сторону обрушились по причине дефицита грузов», — уточняет коммерческий директор SOTA Logistic.
«Зафиксированное Росстатом падение покупательской способности населения, вероятно, также оказывает определенное влияние на сложившуюся ситуацию», — не исключает эксперт.
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов соглашается с тем, что одной из основных причин падения грузового трафика на трассе М-11 является критическое сокращение объема перевозок из Санкт-Петербурга. «Сейчас увеличился поток груза из южных регионов России, что заставило перевозчиков переориентироваться с трассы М-11 «Нева» на трассу М-4 «Дон»», — замечает эксперт.
В то же время он считает, что фактор цены за проезд по дороге тоже играет свою роль. Эдуард Миронов напоминает, что в сложившейся ситуации у перевозчиков в принципе выросли траты по другим статьям расходов — шины, запчасти, ремонт и т.п. В результате, многие действительно пытаются сэкономить.
«При проезде грузовика разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по трассам М-10 и А-107, куда сейчас частично перешли перевозчики с трассы М-11, тоже надо платить за проезд — 2,54 рубля за километр (в рамках системы «Платон» – прим.). Но экономия по статье «платные дороги» при проезде фуры от Солнечногорска до Санкт-Петербурга по М-10 по сравнению с М-11 составляет 24%», — подчеркивает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
Кроме того, следует учитывать, что в конце февраля этого года в целом выросли тарифы на проезд по платным дорогам «Автодора», говорит эксперт. «На трассе М-11 рост составил 6-10% в зависимости от времени проезда», — уточняет Эдуард Миронов.