Контрабанду вяжут: импорта нет и не будет
К этим 25 регионам относятся: Республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Астраханская, Брянская, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Тюменская и Челябинская области и Санкт-Петербург.
На данный момент только здесь мобильные группы ФТС могут останавливать для проверки грузовые автомобили без участия сотрудников ГИБДД.
Однако в соответствии с принятым законом с 13-го октября они получат такие полномочия на всей территории страны. При этом, правда, сохранится действующее правило: самостоятельно останавливать грузовики они по-прежнему смогут только в специально обозначенных местах (знак 7.14.1 «Таможенный контроль»). Вне таких мест им все так же будет требоваться помощь сотрудников ГИБДД.
Вместе с тем в законе есть одно важное уточнение: речь идет о грузовых автомобилях, технически допустимая максимальная масса которых составляет 3,5 тонны и более.
То есть самостоятельно останавливать для проверки транспортные средства технически допустимой максимальной массой менее 3,5 тонн вне приграничной зоны (даже если и в обозначенных местах) у них права не будет.
К слову, сейчас касательно действующих полномочий в 25 регионах речь идет о массе снаряженного транспортного средства (3,5 тонны и более).
Порядок проверки транспортного средства
Принятый закон, кроме того, довольно детально описывает, как в принципе должна проводиться проверка грузового автомобиля мобильными группами ФТС.
Так, в частности, время проверки транспортного средства не должно превышать двух часов с момента его остановки. По прошествии этих двух часов водителю должен быть выдан акт об остановке автомобиля. Однако при наличии каких-то подозрений, нестыковок в документах и пр. сотрудники могут принять решение о проведении таможенного досмотра.
При этом таможенный досмотр может проводиться только в специальных для того местах — в помещениях или открытых площадках, которые находятся во владении или пользовании таможенных органов и являются постоянными зонами таможенного контроля, или на ближайших к месту остановки грузовика складах временного хранения.
Доставить туда автомобиль должен его водитель, но, если он отказывается это сделать, выполняется предварительное изъятие транспортного средства и находящихся в нем товаров. Причем оно возможно либо под видеозапись, либо в присутствии двух понятых. В таком случае для дальнейшей доставки грузовика до места таможенного досмотра используется эвакуатор, который оплачивается за счет федерального бюджета. Правда, затем эти расходы должен возместить водитель или владелец транспортного средства или товаров.
В свою очередь, максимальный срок проведения таможенного досмотра — 30 дней, однако по решению начальника или должностного лица таможенного органа он может быть продлен еще на 90 дней.
В результате таможенного досмотра, если не было выявлено никаких нарушений, транспортное средство и товары возвращаются владельцам, а услуги по их хранению оплачиваются из федерального бюджета.
Если же обнаружены признаки нарушения законодательства, автомобиль и груз изымаются, а если признаки нарушения законодательства не касаются таможенной сферы, то они передаются тому государственному органу, к компетенции которого относится возможное выявленное нарушение.
Что касается расходов на склад временного хранения, то при обнаружении признаков нарушения законодательства они перекладываются на владельца грузовика и/или товаров.
Еще раз подчеркнем: нововведения в закон «О таможенном регулировании» вступят в силу через 90 дней после официального опубликования, то есть с 13-го октября 2022-го года.