Компании переплатят ₽333 млрд за доставку грузов между Россией и ЕC
Из-за запрета на въезд российских фур в страны Евросоюза, который был введен 9 апреля, стоимость перевозки грузов из Европы в Россию и в обратном направлении выросла в четыре-пять раз. Компании, импортирующие или экспортирующие товары, уже переплатили в связи с этим около 68 млрд руб. Об этом говорится в проекте обращения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) к президенту России Владимиру Путину. Документ обсуждался на общем собрании членов ассоциации во вторник, 21 июня, передает корреспондент РБК.
Если ситуация не изменится — и, в частности, европейским автопоездам по-прежнему будет разрешен въезд в Россию, — дополнительные издержки экспортеров и импортеров до конца года составят 265 млрд руб. То есть в 2022-м общая сумма переплат может достигнуть 333 млрд руб.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал РБК, что если АСМАП пришлет обращение, оно будет прорабатываться в правительстве. РБК направил запрос представителю первого вице-премьера Андрея Белоусова, курирующего транспорт.
Почему компании несут потери
Страны Евросоюза перестали пускать к себе грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России, в качестве ответной меры на проведение военной спецоперации на Украине. В пресс-службе Федеральной таможенной службы в апреле отмечали, что ограничения не распространялись на автомобильные грузоперевозки фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также на доставку энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Тем не менее работу на европейском направлении, по данным АСМАП, вынужденно прекратили 3,1 тыс. российских автопредприятий с общим парком 45 тыс. автопоездов и штатной численностью более 70 тыс. человек.
Без конкуренции со стороны российских транспортных компаний положение европейских перевозчиков стало монопольным, они многократно подняли тарифы на свои услуги: если до апреля 2022 года стоимость рейса одной фуры из Европы в Россию составляла €3,2 тыс., то сейчас не ниже €12 тыс., сказал РБК гендиректор АСМАП Андрей Курушин. По данным ассоциации, объем перевозок грузов автотранспортом между Россией и ЕС в 2021 году составил 22,8 млн т. Компании из России перевезли 55,4% (12,6 млн т) от него.
Но текущая рыночная ситуация не позволяет отечественным игрокам оперативно переориентировать автопоезда для перевозок по России или в другие страны, говорится в проекте обращения АСМАП. В результате подавляющее большинство транспортных компаний не могут осуществлять перевозки в прежних объемах. Поэтому возникли проблемы с выплатой зарплат, лизинговых платежей, уплатой налогов. Потери доходов российских международных автоперевозчиков на 1 июня превысили 9 млрд руб., подсчитали в АСМАП.
Чтобы выправить ситуацию, члены ассоциации предлагают запретить фурам из ЕС ездить в Россию — доставка должна происходить по схеме перегрузки товаров на границе (как это делается в Беларуси). Дальнейшая задержка в принятии такого решения приведет многие предприятия автотранспортной отрасли к реальной угрозе банкротства, предупреждают они.
Ранее представители транспортных компаний, опрошенные РБК, отмечали, что из-за запрета ЕС на внутрироссийском рынке возник профицит фур. В итоге индекс грузоперевозок ATI.SU FTL РФ, отражающий изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, снизился с начала марта к 1 июня на 13,2%, до 1141 пункта. Это почти не оставляет перевозчикам возможностей для развития, заявлял гендиректор транспортной компании GLT Фаиль Шигабутдинов. Ситуация грозит снижением рентабельности, убытками и проблемами с обновлением парка, добавлял управляющий директор «Совтрансавто» Владимир Тян.
Окончательных решений по введению ограничений на въезд грузовых транспортных средств европейских государств в России пока не принято, подтверждает представитель Минтранса. По его словам, этот вопрос обсуждается совместно с Минэкономразвития, Минсельхозом, Минпромторгом и Федеральной таможенной службой. РБК направил запросы в пресс-службы этих ведомств, а также представителю Минфина.
В середине апреля на совещании в Минтрансе было решено не запрещать въезд в Россию фур из Евросоюза в ответ на санкции ЕС в отношении российских автоперевозчиков. Это было связано с мнением крупного российского бизнеса. По мнению компаний, такой запрет может нарушить важные поставки оборудования, включая европейские станки, конвейеры, расходные материалы и запчасти, пояснял источник РБК.