Freightliner eCascadia выйдет на рынок раньше, чем Tesla Semi
Официальная презентация серийного Freightliner eCascadia состоялась еще в начале мая. Ей предшествовали более миллиона миль (1,6 млн км) натурных тестов, в том числе в клиентских автопарках, и вот, наконец, электрическая чудо-машина готова — поставки серийных тягачей заказчикам начнутся до конца текущего года.
Снаружи eCascadia практически ничем не отличается от своих «углеводородных» собратьев - даже радиаторную решетку не стали делать нарочито глухой. Технические характеристики по магистральным меркам не впечатляют: можно выбрать версию с одним либо двумя электромоторами производства Detroit ePowertrain (тоже дочерняя структура Daimler Truck), диапазон мощности — от 320 до 470 л.с. Емкость батареи — 194, 291 либо 438 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — от 250 до 370 км. Максимальная мощность зарядки — 270 кВт, она позволяет зарядить самую большую батарею с 0 до 80% за полтора часа.
Снаряженная масса тягача — от 7416 до 9888 кг, допустимая полная масса автопоезда — от 29 484 до 37 195 кг. Максимальная скорость — 105-113 км/ч в зависимости от модификации. Дорожный просвет — 228 мм (на картинках кажется меньше из-за мягкой аэродинамической юбки по бокам тягача).
Понятно, что для дальнего боя eCascadia не годится, тем более что сертификационный максимум в 370 км на одной зарядке на практике превратится в лучшем случае в 300 км, а с естественным падением емкости батареи по мере эксплуатации со временем будет и того меньше. Маленький запас хода сильно ограничивает коммерческий потенциал тяжелых батарейных грузовиков: полностью заменить ими бензиновые, дизельные и газовые фуры пока невозможно. Тем не менее, на днях американская Sysco Corporation заявила, что хочет купить у Daimler Truck аж 800 грузовиков Freightliner eCascadia. Стоимость контракта не разглашается, срок исполнения — до 2026 года, первые тягачи Sysco получит уже в этом году.
Sysco специализируется на оптовых поставках продовольственных товаров в супермаркеты, гостиницы, школы, больницы и другие общественные учреждения. Суточные пробеги у машин из автопарка Sysco, как правило, небольшие, а вот объемы поставок как раз большие, так что нужны фуры, желательно экологически чистые, как того хочет общество и правительство. Тягачи в Sysco будут таскать прицепы-рефрежираторы, для работы которых нужна дополнительная энергия, но компания не сообщает, откуда рефрежираторы ее будут брать — у тягачей или от собственного источника питания.
Американский стартап Nikola Corporation уже выпускает электрический бескапотный тягач Tre (предлагается в Северной Америке и Европе) с батареей емкостью 753 кВт·ч и запасом хода на одной зарядке до 560 км. Между тем Tesla, представившая свой электрический тягач Semi еще в 2017 году, пока так и не запустила его в производство. Возможно, Tesla Semi удастся поставить на конвейер в 2023 году, но гарантий нет, зато Tesla Semi обещается стать самым дальнобойным батарейным тягачом на рынке — до 800 км на одной зарядке.
Nikola хочет представить водородную версию своего тягача в 2023 году, Freightliner — в 2024-м. Использование водорода в качестве источника энергии позволит существенно увеличить запас хода, сделать его сопоставимым с таковым у бензиновых и дизельных тягачей, но инфраструктура водородных заправок пока очень слабо развита даже в США и в Европе.
Глава компании Tesla Илон Маск не раз высказывался негативно о перспективе водородной энергетики (слишком сложно, дорого и небезопасно), а потому водородная версия Tesla Semi не планируется.