В России разработали требования к автомобильным алкозамкам
Работу над документом вели с июля 2021 года, когда Минпромторг РФ заключил контракт с НАМИ — институт должен был проанализировать зарубежный опыт применения алкозамков и подготовить предложения по их стандартизации.
В проекте госстандарта прописано, что алкозамки могут монтировать в качестве штатного или дополнительного оборудования на легковушки, грузовики и автобусы, используемые для коммерческих перевозок. ГОСТ также будет применяться в случае принудительной установки систем на автомобили граждан, наказанных за пьяное вождение. Предполагается, что алкозамки посредством интернет-соединения станут передавать данные о результатах теста во внешний центр, которым может выступить автотранспортное предприятие, региональные органы власти или ГИБДД.
В проекте ГОСТа описывается алгоритм работы алкозамков — сначала при помощи камеры водитель должен пройти проверку личности, лишь затем дыхнуть. Отбор воздуха может быть как контактным, так и бесконтактным. В первом случае должны применяться индивидуальные сменные мундштуки. Минимальный объем выдыхаемого в алкозамок воздуха — 1,2 литра, на проверку должно уходить не более 15 секунд. При этом необходимо «обеспечить контроль за возможными фальсификациями и имитациями выдоха на этапе отбора пробы воздуха», а также предусмотреть защиту от возможной подмены лица в момент проверки личности.
В алкозамках обязательна функция их дистанционного отключения, для того чтобы машина не оставалась обездвиженной в случае неисправности устройства. Если водитель заглушил мотор (например, при кратковременной стоянке, или это сделала система «старт-стоп»), у него есть пять минут, в течение которых повторная проверка выдоха не проводится.
Напомним, в России уже несколько лет периодически обсуждается возможность массовой установки алкозамков в автомобили. Ровно год назад в Минпромторге РФ заявили, что прорабатывают с ГИБДД идею обязательного внедрения таких устройств в машины тех водителей, которые ранее были наказаны за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Впрочем, само МВД тогда открестилось от этой инициативы.
По статистике ГИБДД, в 2021 году количество нетрезвых за рулем осталось примерно на том же уровне, что и в 2020-м, но число аварий по вине пьяных и отказавшихся от проверки сократилось на 17%.
В 2019 году сообщалось, что российская компания «Лаборатория умного вождения» (ЛУМ) разработала универсальные алкозамки для автомобилей. ЛУМ на 73% принадлежит Екатерине Игнатовой — жене Сергея Чемезова, главы госкорпорации «Ростех».