Дороги есть, комфорта - нет
Счетная палата проверила деятельность госкомпании (была создана в 2009-ом), занимающейся платными дорогами, в период с 2015-го по 2020 год. Как сообщает «Коммерсант», согласно документу, составленному по итогам аудита, в общей сложности за 11 лет существования Автодор построил и реконструировал свыше 1,67 тыс. километров дорог и привлек 145 млрд руб. частных инвестиций.
Как мы уже отметили, одним из главных недочетов платных дорог в России остается нехватка освещения. Так, на момент 1 сентября 2021 года протяженность линий искусственного освещения на федеральных трассах Автодора была равна примерно 2 тыс. км, то есть их доля – 54,2% от совокупной протяженности дорог госкомпании (64,4% на платных участках, 44,5% на бесплатных). Меньше всего проблем с освещением выявлено на ЦКАД (линии искусственного света есть на 95% «кольца»), а больше всего – на трассах М-3 «Украина» (27%) и М-1 «Беларусь» (показатель – 29,5%).
Сейчас освещение на всех дорогах первой категории (вне зависимости от того, нужно ли водителям платить за проезд или нет), в соответствии с действующим госстандартом от 2007 года, обязательно, только если интенсивность движения превышает 20 тыс. машин в сутки. Однако, как пояснили в Счетной палате, пользователи платных дорог тратят деньги «на комфорт и удобства», поэтому предлагается исключить указанное условие для платных участков трасс: инициатива по внесению поправок в ГОСТ была направлена в правительство РФ.
Еще одна претензия к владельцам платных дорог заключается в недостаточном количестве автозаправок. Как подсчитали в СП, на трассе М-11 «Нева» (речь идет о части скоростной автодороги от Солнечногорска до Санкт-Петербурга) обустроено лишь 20 АЗС – по десять станций в каждом направлении. При этом среднее расстояние между ними составляет 61,9 км, а между самыми далекими друг от друга заправками насчитывается 104 км. На момент проверки на платных участках ЦКАД (протяженностью 259,6 км) функционировало лишь две автозаправки, сейчас их количество выросло до четырех.
В Счетной палате пояснили, что такое количество АЗС на платных дорогах нарушает внутренние действующие инструкции Автодора. Ведь согласно стандарту госкомпании от 2016 года на расстоянии 60 км друг от друга должны располагаться многофункциональные зоны (они предполагают не только заправку, но и кафе, мойку, стоянку и т.д.). А обычные заправочные станции должны находиться на расстоянии не менее 30 км в случае, если речь идет о трассах с интенсивностью движения 15-25 тыс. машин в сутки. Еще в СП отметили, что на М-11 «Нева» и ЦКАД нет станций техобслуживания.
Еще в отчете аудитора говорится о том, что на платных трассах Автодора нет зарядных станций для электромобилей. Предположительно, их не было на момент проведения проверки, так как сейчас «электрозаправки» есть: к примеру, на трассе М-11 на пути от Солнечногорска до Санкт-Петербурга их насчитывается двенадцать.
Напомним, власти недавно в очередной раз задумались над тем, как стимулировать продажи электромобилей в России. Отмечается, что в ряде пилотных регионов страны появится больше зарядных станций для электромобилей, кроме того, предлагается освободить их владельцев от уплаты транспортного налога и предложить им иные льготы.