В России услуга выросла, но по необходимости
При этом отдельно по магистралям госкомпании «Автодор» проехали 213 млн раз, динамика по сравнению с 2020-м — +53%. Под проездом понимается каждое пересечение пункта взимания платы или рамки free flow.
125 млн из указанного количества пришлись на трассу М-4 «Дон», 11,7 млн проездов совершили по платным участкам М-3 «Украина» (+13%), 19,5 млн — по М-11 «Нева» (+12%).
Очень популярна Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), последний южный участок которой для движения открыли в июле, — 56 млн проездов.
На Северном обходе Одинцово (оператор — АО «Новое качество дорог») и Западном скоростном диаметре (ЗСД, концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») также выросло количество проездов. На обходе Одинцово их зафиксировано более 23 млн, что на 26,4% больше, чем в 2020 году, и на 11,3% больше, чем в 2019-м. На ЗСД — 105 млн трансакций, что на 17% превышает показатель 2020-го и на 10% — 2019 года.
Рекордных показателей суточного проезда достиг участок М-11 Москва — Солнечногорск, который находится под управлением Северо-Западной концессионной компании (СЗКК), — 97 тысяч проездов авто в сутки, такого не было даже в 2015-м, когда трасса работала в бесплатном режиме. Популярность М-11 Москва — Солнечногорск объясняют восстановлением авиаперелетов, люди добираются этой трассой до аэропорта Шереметьево.
С ростом трафика на платных дорогах ежегодно увеличивается и число пользователей, оплачивающих проезд бесконтактным транспондером. Лидером в этой части является ЗСД, где 92% трансакций в 2021 году проведено с помощью бортовых устройств. На участке М11 Солнечногорск — Петербург эта доля составила 68%, на обходе Одинцово — 65%, на М-4 — 61,6%, на ЦКАД — 60%, на участке СЗКК — 57%, на М-3 — 43,2%.
Рост популярности платных дорог объясняется, во-первых, эффектом низкой базы — в 2020 году россияне в принципе из-за локдаунов ездили намного реже; во-вторых, ростом популярности автотуризма на фоне ограничений на выезд в зарубежные страны, отмечает «Коммерсантъ».