Логистический бум восстановил рынок грузовых автоперевозок
И этот продолжающийся процесс увеличения объемов грузоперевозок непосредственно связан с небывалым подъемом на рынке логистики. Эксперты фиксируют значительный рост заявок, и, соответственно, увеличение средних ставок на перевозки.
Так, по данным биржи грузоперевозок ATI, которые, кстати, подтверждает большинство автоперевозчиков, «в 2021 году количество размещенных заявок увеличилось на 46% в сравнении с 2020 и на 59% в сравнении с 2019 годами. Средняя ставка за год выросла на 21%, с 35,1 до 45,3 тыс. рублей. Сильнее всего выросли ставки на перевозки из Восточной Сибири и с Дальнего Востока — из Забайкальского (+94%), Приморского (+69%), Хабаровского (+56%) краев и Амурской области (+43%). В этих регионах отмечен существенный рост количества заявок на перевозки».
Повышение ставок отмечается как на внутрироссийских, так и на международных направлениях: в ноябре 2021 года увеличение контрактных ставок по направлению из России в Германию составило 27%, из России в Польшу — 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, - сообщил он. А среднегодовой темп роста рынка варьировался по ряду направлений от тридцати до сорока процентов.
Генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани привел ряд факторов, которые, по его словам, привели к столь значительному повышению спроса на перевозки.
- 2021 год стал золотым периодом для маркетплейсов, и доля e-commerce продолжает увеличиваться. Кроме того, повысился спрос на доставку промышленных грузов в сегменте B2B, что связано с восстановлением экономики. Существует рост интереса к складской недвижимости в регионах. Если раньше ключевые распределительные центры были сконцентрированы в Москве, то теперь регионы забирают на себя эту функцию, - отметил глава «Деловых линий». Увеличился, на его взгляд, и спрос на аутсорсинг логистики, так как «бизнес хочет снять с себя непрофильную деятельность».
Но, конечно, при отмеченных, экспертным сообществом, темпах роста рынка логистики и автоперевозок, без проблем не обошлось. Некоторые из них не новы, появление других также было предсказуемо.
Так, в «Коммерсанте» отметили, что «в четвертом квартале компании не смогли полностью удовлетворить спрос. Объем перевозок по-прежнему сдерживают дефицит водителей, а также логистические проблемы на всех границах, усугубившиеся в последнее время из-за сложностей на границе ЕС с Белоруссией и снижения доверия к Казахстану как к транзитной стране».
А, например, в компании Kuehne + Nagel при росте объема перевозок грузов автотранспортом в международном сообщении в 2021 году в десять-пятнадцать процентов, озабочены «снижением количества предложений на перевозку грузов. И связывают это с дефицитом водителей и новой техники, антикоронавирусными мерами на границах».
Создавшаяся ситуация, по мнению представителей компании, спровоцировала рост тарифов, который наиболее остро ощущался во втором полугодии прошлого года.
Однако, несмотря на различного рода трудности, большинство экспертов и участников рынка считают, что его развитие идет хорошими темпами и полное восстановление не за горами.