Форма транспортной накладной изменится в России с 1 марта
Напомним: последний раз форму транспортной накладной меняли сравнительно недавно — аккурат с начала текущего года. Тогда в ней, наконец-то, нашли место для экспедитора. Вернее, четко обозначили, что экспедитор должен указываться в графе «Грузоотправитель» (а не в качестве перевозчика), и предусмотрели специальный раздел «Клиент» для того, кто является непосредственным заказчиком перевозки.
Кроме того, тогда ввели дополнение в графе «Транспортное средство»: теперь необходимо уточнять, на каком основании оно принадлежит перевозчику — аренда, лизинг или прямая собственность.
Однако с 1-го марта следующего года форма транспортной накладной снова должна измениться. При этом, что примечательно, в Правилах перевозок грузов появится новый раздел, который будет описывать, как именно необходимо заполнять основной перевозочный документ.
Новая форма транспортной накладной
Наверное, первое, что обращает на себя внимание, — это сокращение количества разделов в транспортной накладной — с 17 до 12. Правда, это не значит, что уменьшился объем обязательных сведений, которые должны вноситься в документ. По большому счету, их просто перераспределили в другие разделы.
Так, например, разделы «Указания грузоотправителя» и «Условия перевозки» объединили в один раздел — «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки». «Оговорки и замечания перевозчика» вместо отдельной графы предусмотрели в каждом из разделов «Прием груза» и «Выдача груза». Раздел «Прочия условия» убрали, однако данные о специальном разрешении перенесли в раздел «Транспортное средство».
Хотя вот график режима труда и отдыха водителя, который пока еще отображается в графе «Прочие условия», из новой формы транспортной накладной исключили.
Раздел же, который действительно претерпел значительные изменение, касается стоимости перевозки груза. Если сейчас в нем отдельно указывается стоимость услуги и дополнительные расходы перевозчика, то с 1-го марта сведения о провозной плате надо будет вносить следующим образом: стоимость перевозки без налога + налоговая ставка + сумма налога, предъявляемая покупателю + стоимость перевозки с налогом.
Уточнения, сколько составили расходы перевозчика на проезд по платным дорогам, на уплату таможенных пошлин и сборов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, дезинфекции и пр., в новой форме транспортной накладной не предусмотрены.
При этом в Правилах перевозки грузов подчеркивается, что раздел, касающийся стоимости услуг, заполняется «в случае использования транспортной накладной в качестве первичного учетного документа».
Из нововведений в форме перевозочного документа отметим также то, что в разделе «Транспортное средство» появятся еще два возможных вида владения автомобилем — безвозмездное пользование и совместная собственность супругов.
Кстати, в обновленных Правилах теперь конкретно указывается, кто подписывает транспортную накладную от каждой из сторон: от грузоотправителя — лицо, осуществившее погрузку, от перевозчика — водитель, от грузополучателя — любое уполномоченное им лицо.
Кроме того, некоторые изменения внесли и в обязательные реквизиты заявки и в форму сопроводительной ведомости. Они тоже начнут действовать с 1-го марта 2022-го года.
Акт взвешивания и электронный документооборот
Из важных изменений отметим также то, что в обновленных Правилах перевозок грузов предусмотрели возможность оформления акта взвешивания. Документ составляется после определения общей массы груженого транспортного средства и нагрузки на его оси и прилагается к транспортной накладной. Он может оформляться по требованию одной из сторон перевозки.
Однако, как можно понять из текста постановления, при приеме к перевозке груженого контейнера или съемного кузова акт взвешивания является обязательным.
Правда, эта норма тоже вступит в силу только с 1-го марта следующего года.
Что еще интересно, из Правил перевозок грузов полностью исключили раздел «Организация документооборота электронных перевозочных документов». Впрочем, это не значит, что переход на электронные перевозочные документы, который был запланирован на следующий год, откладывается.
На самом деле с 1-го января 2022-го года вступают в силу изменения в Устав автомобильного транспорта, которые вводят соответствующую главу «Электронные перевозочные документы» с теми же, но более уточненными нормами, которые убрали из Правил перевозок. Последнее, по всей видимости, сделали для того, чтобы уйти от дублирования одинаковых положений.
Напомним: порядок документооборота электронных перевозочных документов предусматривает, что оформление электронной транспортной накладной и пр. будет осуществляться через специальных операторов, которые, в свою очередь, должны получить соответствующий допуск. Они же будут передавать все необходимые сведения в государственную информационную систему.
Вместе с тем с 1-го января 2022-го года на портале госуслуг должны запустить суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», в рамках которого также предусмотрено оформление электронных перевозочных документов. Правда, каким образом он будет работать, пока не очень понятно.