У ГИБДД отнимут часть штрафов
Как объясняют эксперты, сейчас сотрудники ГИБДД не успевают обрабатывать все автоматические фиксации нарушений ПДД, сделанные с помощью дорожных камер. В этом им помогут местные чиновники. При этом право выписать штраф или постановление о лишении прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений.
Для чего оформление штрафов ГИБДД с камер отдадут местным властям
Количество дорожных комплексов и, как следствие фиксаций нарушений ПДД, будет расти. При этом речи о расширении штата сотрудников ГИБДД, которые обрабатывают снимки, сейчас правительство не ведет. В 2020 году количество постановлений, оформленных на основе данных от автоматических комплексов, выросло на 20% процентов по сравнению с 2019 годом и превысило 145,5 млн.
По данным МВД, подавляющее большинство нарушений связано с превышением скорости — таких постановлений оформили около 124 млн. штук. По данным ГИБДД, в 2020 году на дорогах работало 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД.
И в дальнейшем их станет только больше: по планам Минтранса, в рамках программы Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД), в 2024 году количество камер достигнет примерно 18 тыс. единиц. При этом составы, которые может фиксировать один комплекс, постоянно расширяется. Так, одна и та же камера может зафиксировать, к примеру, превышение скорости, проезд по обочине или на красный свет, не пристегнутый ремень и разговор по телефону. И все полученные фиксации, как обращают внимание опрошенные Autonews.ru эксперты, нужно будет обрабатывать большему количеству служащих.
Какие составы нарушений при фиксации камерами заберут у ГИБДД
Инициаторами подобных изменений стали московские власти, которые добивались их последние годы. По мнению мэрии Москвы, в ГИБДД не справляются с взиманием штрафов в полном объеме: об этом в 2015 году рассказывал экс-депутат Вячеслав Лысаков. В том же году был разработан законопроект о передачи части полномочий от ГИБДД органу исполнительной власти городу федерального значения — Москве. Госдума приняла документ в первом чтении в 2017 году, но с тех пор он остался без изменений.
Законопроект предполагает, что в компетенцию местных властей передадут 38 составов административных правонарушений, которые находились в ведении ГИБДД. В том числе:
· выезд на встречную полосу в запрещенных местах;
· несоблюдение разметки;
· проезд на запрещающий сигнал светофора;
· непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
· превышение скорости.
При этом в 2013 году московские власти смогли забрать себе часть полномочий, благодаря изменениям в КоАП и отдельным соглашениям с МВД. Сейчас в столице сотрудники ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» и Московской административной дорожной инспекции участвуют в оформлении штрафов за нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», за стоянку транспортных средств на газонах, а также за неоплату парковки.
Сколько фиксаций сейчас сгорает
Разработчики дорожных камер и обеспечения, знакомые с работами ЦАФАПов на местах, рассказали Autonews.ru, что сейчас во многих регионах рассмотрение автоматических фиксаций проходит условно: инспекторы не изучают материалы.
«Когда водителю приходит постановление за подписью инспектора, есть шанс, что он его даже не видел, — рассказал представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. — Этот инспектор просто ставит свою резолюцию, а предварительные материалы прислали ему другие сотрудники. При этом камер в большинстве городов России, на федеральных и региональных дорогах не так много, как в Москве и Мособласти. Поэтому инспекторы там не завалены бумажной работой».
Кусов предположил, что передача полномочий в этой части администрирования позволит быстрее внедрять нововведения, требующие согласований. Например, фиксации новых составов нарушений. Однако он предупредил, что некоторые местные власти будут заинтересованы работой с фото-видеофиксацией только если дорогостоящее оборудование будет себя окупать.
В свою очередь представитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин сомневается, что нововведение принесет заметные изменения. Он уверен, что система будет эффективно работать только при создании единого продвинутого центра обработки всех постановлений со всей России. Эксперт объяснил, что перенастроит потоки данных с камер в единый центр — очень просто. И подчеркнул: обрабатывать информацию должны полностью незаинтересованные сотрудники, которые будут нести ответственность в случае разглашения личных данных автомобилистов.
«Недавно наблюдал такую картину. Крупная агломерация, где много камер. Все штрафы приходят в ЦАФАП. Как выглядит работа сотрудника: утром он включает компьютер, долго ждет, пока тот включится и загрузится. Программа обработки постановлений выдает ему список новых фиксаций за день: 15 тыс. нарушений. По правилам он должен зайти в каждый документ, проверить его и только потом выписать постановление. Вместо этого сотрудник нажимает клавиши «выделить все» и уходит на обед, пока компьютер молотит. А потом, не глядя, выбирает оформление постановления. Иначе он бы эту гору никогда не разгреб. С таким оборудованием. Это случай вопиющий, но не уникальный», — рассказал Ласкин.
Эксперт предположил, что расширение штата гражданских сотрудников поможет только регионах с мощной технической базой и заключил, что без централизации процесса изменений не ждет.