Россиянам разрешат требовать возврат денег за проезд по платным трассам
Документ вступит в силу в марте 2022-го. Он придет на смену правилам, действовавшим с 2010 года. Ключевое изменение связано с внедрением безбарьерной системы «Свободный поток» (free-flow). Она позволяет водителю двигаться по трассе без остановки на пункте взимания платы, деньги списываются со счета автовладельца с помощью бесконтактных транспондеров или через камеру по госномеру.
Free-flow уже применяется на Центральной кольцевой автодороге в Подмосковье и запланирована к внедрению на М4.
Также водители смогут требовать частичную или полную компенсацию оплаты при обнаружении «недостатка платной услуги» либо при оказании ее «в неполном объеме». В пояснительной записке Минтранса к документу нововведение никак не разъясняется.
Вероятно, к недостаткам может быть отнесена ситуация, когда проезд по дороге на максимальной разрешенной скорости невозможен, в том числе из-за снежных наносов или ненадлежащего состояния участка трассы. Такое предположение сделал руководитель направления юридической фирмы a.t.Legal Вадим Резниченко. Среди других вероятных причин называется ситуация, когда оператор дороги своевременно не устранил причину пробки.
Новые правила содержат обязанность водителя при использовании транспондера размещать его «в соответствии с инструкцией оператора» (обычно его нужно вешать на лобовое стекло около зеркала заднего вида). Если устройство перевозится в бардачке или в другом месте, откуда не проходит сигнал, автомобилист теряет право на проезд по трассе с free-flow. Также прописан запрет выезжать на платную дорогу с нечитаемыми или умышленно скрытыми номерами.
Операторам разрешат не открывать шлагбаум перед машиной с просроченной задолженностью по оплате проезда, причем на любых платных трассах. То есть если автомобилист не оплатил проезд в Санкт-Петербурге, его не пустят на платные участки М4 при поездке на юг России.
Проект правил пока проходит стадию финальных согласований и еще может измениться.