Минтранс курит: техосмотр обрастает новыми требованиями
Техосмотр на сегодняшний день остается обязательным для всех находящихся в эксплуатации легковых автомобилей, в том числе тех, которые принадлежат физлицам (норма распространяется на машины в возрасте от четырех лет). Правила решили менять еще несколько лет назад: тогда власти выяснили, что большая часть автовладельцев не отправляют свои машины на проверку, а просто покупают фальшивые диагностические карты: оказалось, что на их долю приходится около 85% собственников авто. В результате законодатели приняли решение ужесточить правила прохождения ТО, часть поправок уже вступили в силу, но нормы продолжают менять.
Весной этого года в силу вступили изменения, касающиеся обязательной фотосъемки машин (файлы должны содержать данные о времени и месте, где было сделано фото). Кроме того, диагностические карты (документ, который создается по итогам проверки) были переведены исключительно в электронный формат. Еще в ходе реформы техосмотра ужесточили наказание для мошенников.
Сейчас Минтранс РФ намерен ужесточить требования к фотографированию транспортных средств, отправленных на пункты ТО. Общественное обсуждение проекта соответствующего приказа, опубликованного на сайте regulation.gov.ru, уже завершилось. В соответствии с актуальными правилами, подтверждением прохождения ТО являются два снимка транспортного средства – вид спереди и сзади (должен быть отчетливо виден номер).
Однако этих правил оказалось недостаточно, чтобы пресечь деятельность мошенников, так что в Минтрансе предложили очередное ужесточение требований. Предполагается, что на первой фотографии, которую делают перед началом проверки, автомобиль должен быть виден одновременно спереди и сбоку, а рядом необходимо встать осуществляющему проверку техническому эксперту, причем в полный рост и лицом к объективу. Второй снимок, сделанный в конце ТО, предполагает аналогичную композицию, но в кадр должна попадать корма и боковина автомобиля, а также еще раз аудитор.
Еще в Минтрансе выступают за введение официального запрета на использование «любых фотоэффектов, изменяющих как естественный фон, так и изображение транспортного средства и эксперта». В проекте приказа отмечается, что файлы нельзя подвергать редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных (речь идет о сведениях, «вшитых» в файл: они включают в себя разрешение, дату съемки и модель фотоаппарата). Судя по новым требованиям, пунктам ТО потребуются фотографы, ведь сейчас снимки просто машин делают сами операторы, а потом им придется быть в кадре.
Разработки и введения какого-либо нового функционала у системы ЕАИСТО (в ней хранятся электронные диагностические карты) не предусмотрено. Как именно будет осуществляться контроль за соблюдением этих требований, в Министерстве транспорта пока не объяснили.
Как отмечает «Коммерсант», в Российском союзе автостраховщиков новые ужесточения требований поддержали. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, сейчас в РФ открытый реестр технических экспертов, однако фотографий в этой базе нет. Он считает, что даже в случае, если снимок специалиста в полный рост найдется, довольно сложно будет сделать «коллаж» с машиной якобы на проверке, чтобы он выглядел реалистично. Отметим, нынешние нормы не пугают мошенников, правда, теперь средний ценник их услуг подрос. Выявленные фальшивые диагностические карты уже привели к началу свыше 1,4 тыс. административных дел, аннулировано было примерно 600 карт.
Ранее сообщалось об инициативе Совета Федерации, которая предполагает изменение даты, когда водителей начнут штрафовать за отсутствие вовремя пройденного техосмотра. В Совфеде хотят наказывать автовладельцев-нарушителей, начиная с 1 октября 2021 года. Напомним, размер взыскания составит 2 тыс. рублей, а ловить водителей без ТО будут дорожные камеры.